От выбранного города зависят предложения банка.
От выбранного города зависят предложения банка.
По статистике Банка России, в 2024 году доля безналичных платежей в розничном обороте выросла до 84%. Это возможно благодаря эквайрингу — банковской услуге по безналичному приему платежей. Рассказываем, что такое эквайринг, какие преимущества он даёт и как его подключить.
Содержание:
Кто обязан подключить эквайринг
Какие есть плюсы и минусы у эквайринга
Что нужно для подключения эквайринга
Эквайринг — это технология, которая позволяет проводить безналичные платежи. Покупатели могут расплатиться дебетовыми и кредитными картами, смарт-устройствами, если они поддерживают функцию бесконтактной оплаты, или через Систему быстрых платежей (СБП).
С помощью эквайринга предприниматель может совершать следующие операции:
Продавец и покупатель — главные участники в процессе эквайринга. Но в этой процедуре есть ещё два участника:
Проведение оплаты с помощью банковской карты состоит из пяти этапов.
Этап 1: считывание платёжной информации. Покупатель прикладывает карту или смарт-устройство к терминалу или телефону продавца. Сведения об оплате поступают в процессинговый центр кредитной организации, с которым предприниматель заключил договор на услугу.
Этап 2: проверка информации о платеже. Банк-эквайер направляет сведения о карте банку-эмитенту, и тот проверяет данные в листах блокировки или ареста счетов:
Этап 3: проверка платёжеспособности карты. Банк-эмитент сравнивает остаток на счёте покупателя с суммой покупки, проверяет совпадение ПИН-кода, лимиты на проведение операций по карте и наличие признаков мошенничества.
Этап 4: подтверждение оплаты. Если операция одобрена, информация поступает в банк-эквайер и потом на терминал. Банк-эмитент получает сообщение о проведении оплаты.
Этап 5: проведение платежа. Банк-эмитент списывает деньги со счёта покупателя и направляет их в банк-эквайер. Он переводит средства на расчётный счёт продавца. Срок зачисления средств прописывается в договоре.
Если продавец принимает оплату по QR-коду СБП, есть три варианта проведения такого платежа:
Клиент считывает QR-код камерой смартфона, в приложении СБПэй из мобильного приложения банка или открывает платёжную ссылку. Покупателю нужно проверить данные платежа, включая получателя и сумму и подтвердить платеж.
Весь процесс происходит автоматически в режиме онлайн, но зависит от интернет-соединения.
Торговый эквайринг. Продавец проводит безналичные операции через POS-терминал, который устанавливается в торговой точке. Покупателю достаточно приложить к устройству банковскую карту или смарт-устройство с функцией бесконтактной оплаты либо считать телефоном QR-код СБП, сформированный на терминале. Если банк-эмитент подтверждает оплату, деньги поступают продавцу. Такой эквайринг можно подключить в любых торговых точках, например, в магазинах, ресторанах, отелях и кинотеатрах и т.д.
Интернет-эквайринг. Предприниматели используют его для приема оплат в интернет-магазинах. Клиенты оплачивают товары и услуги с использованием банковских карт или через СБП. Преимущество этого вида — не требуется оборудование.
Чтобы подключить услугу, сайт компании должен соответствовать определенным требованиям, которые, как правило, прописывает банк. Более подробно можно ознакомиться на сайте УБРиР.
Мобильный эквайринг. Подходит для категорий бизнеса, где нет привязки к торговой точке: продавец может принимать оплату с помощью смартфона или планшета в любом месте, а также по QR-коду СБП. Предприниматель подключает мобильный терминал к телефону и управляет им через специальное приложение. Такой вид услуги подойдёт, например, для курьерских компаний, такси, службы доставки и т.д.
Для проведения платежа покупателю не нужна карта — он может расплатиться с помощью таблички СБП
ATM-эквайринг. Это способ приёма платежей через устройства самообслуживания — терминалы и банкоматы. Такой вид позволяет провести больше банковских операций: снять наличные, оплатить жилищно-коммунальные услуги или пополнить счёт мобильного телефона. Например, в аэропортах есть терминалы самообслуживания для продажи билетов, а в продуктовых магазинах — для оплаты покупок.
Приём платежей по QR-коду СБП. Для оплаты покупателю достаточно отсканировать QR-код или перейти по платёжной ссылке СБП, сформированной продавцом, и подтвердить платёж в приложении банка или в приложении «СБПэй». Комиссия для клиентов УБРиР — от 0%. Деньги на счёт продавца поступят в режиме онлайн.
Клиенты УБРиР могут выбрать вид услуги, который подойдёт под задачи их бизнеса, на официальном сайте.
По закону «О защите прав потребителей» ИП и компании обязаны использовать эквайринг, если их выручка за прошлый календарный год превышает 20 млн рублей.
У клиентов должна быть возможность расплатиться с продавцом как наличным, так и безналичным способом.
Однако у некоторых предпринимателей нет необходимости подключать эквайринг.
Такое возможно в трёх случаях:
В остальных случаях за работу без эквайринга Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает штрафы:
У эквайринга есть ряд преимуществ для бизнеса:
Рост объёма продаж. По данным аналитического центра НАФИ, 37% участников опроса практически не носят с собой наличные и расплачиваются только банковской картой, смартфоном или смарт-устройствами. Если в магазине есть возможность безналичной оплаты, клиентам не придётся откладывать покупку на потом или идти к другому продавцу. К тому же, по статистике финансовой платформы «Банки.ру», когда покупатель рассчитывается картой, средний чек выше на 30%.
Безопасность расчётов. Когда покупатели расплачиваются наличными, есть риск, что купюры окажутся фальшивыми или продавец неправильно посчитает сдачу. Эквайринг позволит сократить оборот наличных и снизить риск возникновения убытков.
Экономия на инкассации. Компаниям не нужно тратить время и деньги на перевозку наличных. Деньги поступают сразу на расчётный счёт предпринимателя.
При безналичных расчётах за безопасность средств отвечает банк-эквайер
В работе эквайринга можно выделить два недостатка:
Технические сбои. Если в торговой точке, например, пропадёт интернет или отключится электроэнергия, продавец не сможет провести оплату через POS-терминал. В УБРиР можно подключить сервис «Эквайринг без потерь». Страховка возместит недополученные доходы из-за приостановки деятельности магазина по внешним и не зависящим от застрахованного причинам.
Комиссия. Предприниматель платит определённую сумму по установленному тарифу, чтобы пользоваться услугой эквайринга. При этом банки часто проводят акции, которые снижают размер комиссии. С актуальными предложениями от УБРиР можно ознакомиться на официальном сайте.
Если предприниматель решил подключить эквайринг, в первую очередь нужно выбрать банк, с которым он заключит договор.
Для этого важно обратить внимание на следующие условия:
Шаг 1: выбрать банк-эквайер и открыть расчётный счёт. Во многих организациях это можно сделать онлайн. В банке УБРиР предпринимателю нужно заполнить заявку на сайте. Менеджер приедет в удобное для клиента место и время, чтобы оформить документы.
Шаг 2: выбрать вид эквайринга. Предпринимателю стоит ориентироваться на свой вид деятельности.
Шаг 3: заполнить заявку на подключение услуги. Шаблоны заявления можно найти на официальной странице финансовой организации. Для подключения торгового эквайринга в УБРиР, предприниматели пользуются образцом заявки на сайте.
Шаг 4: собрать пакет документов. Конкретный перечень зависит от организационно-правовой формы и требований банка-эквайера.
С перечнем документов можно ознакомиться на сайте банка.
Для предпринимателей, которые планируют подключить эквайринг в банке УБРиР, список размещён на сайте:
Шаг 5: заключить договор. Чтобы подключить торговый эквайринг, предпринимателю нужны следующие устройства:
Чтобы узнать тарифы на эквайринг и оставить заявку на его подключение, переходите на сайт УБРиР.
Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»
Подпишитесь на социальные сети «УБРиР для бизнеса»: Telegram и ВКонтакте