Валовая прибыль: зачем и как бизнесу её считать

Валовая прибыль: зачем и как бизнесу её считать

Валовая прибыль (ВП) отражает доходность бизнеса, эффективность вложений в разные виды деятельности компании. Этот показатель помогает оценить расход ресурсов, развивать бизнес без издержек.

В статье рассказываем, чем ВП отличается от валового дохода и других видов прибыли, как ее рассчитать и увеличить.

Что такое валовая прибыль

Чем ВП отличается от валового дохода

Чем валовая отличается от других видов прибыли

Обязательно ли считать ВП

Как увеличить валовую прибыль

Подводим итоги

Что такое валовая прибыль

Валовая прибыль — это разница между вложенными в производство товаров средствами и полученным доходом. Расчет этого показателя помогает оценить эффективность вложений, корректно распределить бюджет.

ВП считают отдельно по каждому виду производимых продуктов или услуг. Это позволяет увидеть действительно доходные направления и урезать траты на сегменты, которые не приносят прибыль.

Расчеты проводят с разной частотой: от одного раза в год до одного раза в месяц. Периодичность зависит от масштабов компании. Чем она крупнее, тем чаще подсчитывают ВП.

Расчеты этого показателя приносят большую пользу бизнесу. Динамика валовой прибыли помогает решить следующие задачи:

  • проанализировать производственные ресурсы;
  • увидеть разницу между себестоимостью и доходом после продажи товара;
  • скорректировать стоимость продукта;
  • составить прогноз окупаемости;
  • определить наиболее прибыльные направления, отказаться от неприбыльных.

Если компания регулярно следит за ВП, она своевременно оптимизирует бюджет, корректирует ценообразование. Все это поддерживает бизнес, снижает риски потери дохода.

Чем ВП отличается от валового дохода

Валовой доход считают, чтобы узнать, сколько всего заработала компания до вычета налога. Валовую прибыль — чтобы определить эффективность бизнеса. Это взаимосвязанные, но разные понятия.

Формула, по которой считают валовой доход, выглядит так:

валовой доход=ВП+себестоимость проданных товаров или услуг

Себестоимость — расходы, которые необходимы для создания продаваемого продукта. Это материалы, сырье, сервисное обслуживание оборудования и другие затраты.

Чем валовая отличается от других видов прибыли

Прибыль бывает 4 видов. Каждый из них нужен для оценки рентабельности разных параметров бизнеса.

Маржинальная

Остается после вычета из выручки всех переменных расходов. Переменные расходы — это затраты, которые возникают периодически, не постоянно. Например, ремонт оборудования.

Динамику маржи отслеживают в течение длительного периода. По ней определяют, насколько корректно распределен бюджет, грамотно ли компания подходит к ценообразованию.

Формула подсчета маржинальной прибыли выглядит так:

маржа = выручка - переменные расходы

Операционная

Остается после вычета из выручки переменных и постоянных расходов, но до уплаты налогов. Постоянные — расходы на зарплаты сотрудников, аренду помещения, другие регулярные затраты.

Этот показатель также оценивают в динамике, чтобы определить рентабельность трат, корректность ценообразования.

Рассчитывают операционную прибыль по двум формулам:

операционная прибыль=выручка-переменные расходы-постоянные расходы операционная прибыль =маржа - постоянные расходы

Чистая

Остается после вычета из выручки постоянных, переменных расходов, налогов, взносов по кредитам и других обязательных трат. Этот показатель всегда меньше маржи, операционной, валовой прибыли. Он отражает общую рентабельность бизнеса, рассчитывается по формуле:

чистая прибыль=суммарная выручка-все расходы

Валовая

Показывает, насколько доходы с продаж покрывают траты на производство продукта.

ВП рассчитывают по формуле:

ВП=выручка-себестоимость товаров или услуг

Важный показатель валовой прибыли — рентабельность. Выражается в процентах, считается по формуле:

рентабельность=ВП/выручка×100

Именно рентабельность позволяет оценить, насколько выгодно то или иное направление бизнеса, насколько эффективно используется бюджет. Если этот показатель снижается, необходимо пересмотреть ценообразование, перераспределить средства в пользу более доходных товаров, услуг.

Обязательно ли считать валовую прибыль

Согласно пункту 23 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99), в отчетах о прибыли и убытках компании нужно указывать показатель ВП. Регламентирующий документ утвержден приказом Министерства финансов РФ.

Бухгалтерское сопровождение
Бухгалтер+юрист+консультант, которые помогут вам вести бухгалтерию и экономить на налогах
Подробнее

Как увеличить валовую прибыль

  • Оптимизировать траты на производство продукции или услуг. Например, обновить оборудование, чтобы тратить меньше времени на изготовление и средств на обслуживание. Или найти поставщика с более выгодными ценами на материалы.
  • Повысить эффективность рекламы. Использовать новые каналы, площадки, способы продвижения.
  • Разработать систему лояльности. Дополнительные бонусы, скидки, акции привлекают новых покупателей, стимулируют спрос среди старых.

Подводим итоги

Что такое ВП простыми словами?

Валовая прибыль — это разница между средствами, вложенными в создание продукции, и доходом, полученным после продажи.

Как рассчитать валовую прибыль?

Формула расчета:

ВП=выручка-себестоимость товаров или услуг

Что такое валовой доход?

Валовой доход — это общая выручка, которую получает компания после продажи продукции или услуг до вычета обязательных платежей.

Как рассчитать валовой доход?

валовой доход=ВП+себестоимость продукции

В чем разница между ВП и валовым доходом?

Валовой доход рассчитывают, чтобы узнать, сколько заработала компания. ВП — чтобы определить эффективность всего предприятия или одного из его направлений.

Чем валовая отличается от других видов прибыли?

Валовая прибыль помогает увидеть, покрывают ли доходы с продаж постоянные расходы. Другие виды прибыли позволяют рассчитать, сколько компания тратит на переменные расходы, сколько остается средств после уплаты налогов, зарплат, кредитов, аренды и других трат.

Обязательно ли считать ВП?

Согласно п.23 ПБУ 4/99, каждая компания должна вписывать этот показатель в бухгалтерские отчеты.

Как увеличить валовую прибыль?

Для этого можно работать над эффективностью рекламы, сократить траты на производство, привлекать новых клиентов с помощью скидок, бонусов, системы лояльности.


Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»

Офисы
и банкоматы
Назад
No Handler :(