От выбранного города зависят предложения банка.
От выбранного города зависят предложения банка.
Без электронной подписи индивидуальные предприниматели не могут вести свою деятельность: не получится подписывать договоры онлайн и отправлять цифровые документы в налоговую. Рассказали, для чего ещё нужна электронная подпись ИП, как получить сертификат электронной подписи, а также как она работает.
Содержание:
Что такое электронная подпись и зачем она нужна ИП
Зачем ИП нужна электронная подпись
Как получить электронную подпись для ИП
Электронная подпись — это аналог рукописной подписи, который используют при работе с цифровыми документами. В отличие от физической подписи, электронная — это файл или код, который прикрепляют к документу, чтобы подтвердить его подлинность. Электронные подписи могут быть у физлиц, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Цифровые подписи бывают нескольких видов:
Простая электронная подпись (ПЭП). Она автоматически появляется у всех, кто регистрируется на портале «Госуслуги», и подтверждает, что документ подписал конкретный человек. С помощью ПЭП физические лица могут получать некоторые государственные услуги. Если сформировать заявление на портале, к нему автоматически добавится простая электронная подпись. Иногда, чтобы подтвердить действие, нужно ввести дополнительный код из СМС.
Усиленная неквалифицированная ЭП (УНЭП). Это цифровой аналог рукописной подписи. У документов, которые подписаны от руки и с помощью УНЭП, одинаковая юридическая сила. Обычно такую подпись используют для внутреннего и кадрового документооборота в компании, например между руководством и подчинёнными.
Усиленная квалифицированная ЭП (УКЭП, или КЭП). Это ещё один аналог рукописной подписи, который компании и ИП используют для взаимодействия с контрагентами и госорганами, в том числе ФНС.
Все виды электронных подписей перечислены в статье 5 Федерального закона №63-ФЗ.
Закон №63-ФЗ даёт полную информацию об электронной подписи, её видах и областях применения
Для ИП подходит именно квалифицированная электронная подпись, потому что она даёт больше всего возможностей и позволяет получать государственные услуги, вести внутренний и внешний документооборот.
Часть своей деятельности индивидуальные предприниматели ведут онлайн — как минимум отправляют документы в государственные органы. Чтобы упростить документооборот, ИП нужна электронная подпись. С её помощью получится:
Индивидуальные предприниматели могут получить электронную подпись на 12 месяцев. Выпустить электронную подпись для ИП можно двумя способами.
Бесплатно через налоговую. ФНС выдаёт универсальную КЭП, которая подходит для любых документов и участия в торгах. В налоговую можно обратиться при личном визите или дистанционно. Ведомство бесплатно выдаст КЭП. Получение электронной подписи для ИП в налоговой занимает в среднем 15 минут.
Дополнительно нужно купить:
Получить электронную подпись в налоговой для ИП можно за четыре шага:
Система автоматически сформирует заявление и подставит в него данные, указанные в личном кабинете
Платно через удостоверяющий центр. Заказать электронную подпись для ИП можно в удостоверяющем центре (УЦ). Это официально аккредитованные организации, у которых есть лицензия на выдачу ЭП. Всего в России 44 удостоверяющих центра, где можно получить электронную подпись для ИП.
УЦ выдают подписи для разных задач, например только для работы с ЭДО и сдачи отчётности или для участия в торгах. Чем больше задач можно выполнять с помощью КЭП, тем выше её стоимость.
Выпуск электронной подписи для ИП через удостоверяющий центр стоит 4000–7000 рублей. При этом УЦ предоставит токен и лицензию на программу, поможет настроить компьютер и сможет проконсультировать, как пользоваться электронной подписью для ИП.
После окончания срока действия электронной подписи её можно продлить в налоговой или удостоверяющем центре. Некоторые УЦ предлагают бесплатный перевыпуск КЭП.
Простая электронная подпись не подойдёт для работы с документами и сдачи отчётности в госорганы. Для ИП лучший вариант — оформить КЭП.
Бесплатно получить КЭП можно через налоговую. Дополнительно нужно купить токен и лицензию на программу «КриптоПро CSP» или подобную.
Носитель КЭП — это токен, специальное устройство с кодом. Внешне оно похоже на флешку, но в отличие от них имеет систему защиты по стандартам ФСТЭК и ФСБ. Хранить токен лучше в сейфе.
Обратитесь туда, где выпускали электронную подпись: в налоговую или УЦ. Попросите заблокировать или отозвать сертификат, чтобы им никто не воспользовался. Повторно выпустить КЭП через налоговую можно бесплатно — заплатить придётся только за новый токен.
Изучите список аккредитованных удостоверяющих центров, узнайте условия и стоимость выпуска электронной подписи. Бесплатно это можно сделать в налоговой.
Проверить действие сертификата электронной подписи можно на сайте ФНС в разделе «Сервисы и госуслуги» → «Электронный документооборот» → «Проверка электронной подписи».
Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»
Подпишитесь на социальные сети «УБРиР для бизнеса»: ВКонтакте и Telegram