От выбранного города зависят предложения банка.
От выбранного города зависят предложения банка.
Все работодатели обязаны вести для своих сотрудников электронные трудовые книжки (ЭТК). Это аналог привычного бумажного документа, который позволяет учитывать, запрашивать и хранить информацию в базе данных Социального фонда России (СФР). Электронные трудовые пришли на замену бумажным с 1 января 2020 года. В статье рассказали, как пользоваться ЭТК, какие сведения туда вносить и как происходит ведение электронных трудовых книжек в 2025 году.
Содержание:
Что такое электронная трудовая книжка (ЭТК)
Как помочь сотруднику перейти на электронную трудовую книжку
Где сотруднику посмотреть электронную трудовую книжку
Как вносить сведения и вести электронную трудовую книжку в 2025 году
В законодательстве нет понятия «электронная трудовая книжка». Можно подумать, что это точная копия бумажной версии, однако это не так. С 2020 года, когда работодатель хочет сформировать трудовую запись о сотруднике, он передаёт информацию в Социальный фонд России (СФР), где формируется база данных. В любой момент из неё можно сделать выписку и получить сведения о трудовом стаже человека. Эта выписка — и есть ЭТК.
Электронные трудовые в 2025 году действуют наравне с бумажными. Вести их нужно на каждого сотрудника. А вот физические документы уже не обязательны, но есть нюансы:
Если в компанию устраивается новый работник, он может не помнить, подавал ли он заявление на отказ от ведения бумажной трудовой. Это можно узнать несколькими способами:
Для оформления трудовой книжки в 2025 году узнайте, есть ли у сотрудника бумажный документ. Если, помимо физической трудовой, никаких документов больше не велось, порядок действий следующий:
Сотрудникам, которые устраиваются на работу впервые, бумажная трудовая книжка в 2025 году не нужна. Сразу начинайте вести для них электронный вариант, так же как и для работников, которые ранее отказались от физического документа.
Получить данные о трудовом стаже из электронной книжки сотрудник может на портале «Госуслуги»: в разделе «Справки и выписки» → «Работа и пенсия» → «Выписка из электронной трудовой».
На главном экране портала «Госуслуги» вверху страницы выбрать «Справки и выписки», в разделе «Работа и пенсия» нажать на пункт «Выписка из электронной трудовой книжки»
При нажатии кнопки «Получить выписку» автоматически сформируется запрос, а результат поступит в течение дня, обычно в течение часа. Готовую выписку можно посмотреть на портале «Госуслуги» в разделе «Заявления» или на сайте Социального фонда России на странице «История обращений».
Электронный документ имеет юридическую силу только в цифровом виде. При самостоятельной печати выписка окажется недействительной. Если она нужна в бумажном виде, сотруднику нужно обратиться в МФЦ: там распечатают документ и заверят его печатью.
Работникам начисляется и другой стаж — страховой. Это периоды, за которые сотрудник будет получать пенсию по старости. Узнать информацию о страховом стаже он также может на Госуслугах. На главной странице нужно выбрать «Пенсии и пособия» → «Пенсия» → «Предоставление зарегистрированному лицу сведений о состоянии индивидуального лицевого счёта в ПФР».
Нужная услуга отобразится первой в разделе «Пенсия»
На странице услуги нужно нажать «Получить выписку». Документ придёт в раздел «Заявления» на портале «Госуслуги» и в личный кабинет на сайте СФР в течение дня. По выписке получится проверить данные о стаже, пенсионных коэффициентах, накоплениях и отчислениях работодателя. А если пенсия уже начислена, можно узнать её размер.
Когда в штате компании происходят изменения: наём и увольнение, повышения, кадровые перестановки, бухгалтеры должны отправлять в СФР единую форму сведений — ЕФС-1. Первый раздел формы называется «Сведения о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, заработной плате и дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию». Он и заменяет бумажную трудовую книжку. При увольнении работодатель обязан выдать сотруднику эту выписку, заверенную печатью.
Какие ещё документы выдают работнику, рассказали в статье «Документы для увольнения сотрудника».
Форму в СФР нужно сдавать по каждому сотруднику, если:
Отчёт нужно сдавать не позднее следующего рабочего дня, если приняли сотрудника на работу или уволили его, заключили или расторгли договор ГПХ, приостановили или возобновили договор с мобилизованным. В остальных случаях — до 25-го числа следующего месяца. В статье «Как правильно уволить сотрудника» осветили все аспекты увольнения: от правовых до психологических.
Шаблон формы ЕФС-1 всегда одинаковый. Типовой шаблон и порядок заполнения есть на сайте Социального фонда России. Скачайте документ с шаблоном формы и заполните её — одна форма на одного сотрудника. Сделать это и подать документ в СФР можно в электронном или бумажном виде.
Все коды для заполнения формы можно найти в инструкции к ней на сайте СФР
Электронная трудовая книжка — это обязательные сведения, которые нужно подавать в СФР. Если работодатель не перешёл на электронные трудовые книжки в 2025 году, ему грозит штраф:
Это максимальные цифры. Какой именно будет штраф, решит трудинспектор. Сумма может быть меньше или заменена предупреждением.
За непредоставленный ЕФС-1 также положен штраф. Он составляет от 300 до 500 рублей на ответственного сотрудника.
Вести электронные трудовые книжки обязаны все работодатели, даже если сотрудники хотят оставить бумажные документы.
Да, для этого сотруднику нужно подать заявление на имя работодателя в форме, которую утвердила компания.
В привычном понимании трудовые книжки больше вести не нужно. Их заменили отчёты в СФР по форме ЕФС-1, которые подают работодатели. Сотрудники могут получить выписки из своих трудовых через Госуслуги.
Нет. Сотрудники могут оставить её по желанию. В этом случае работодатель должен вести обе версии: цифровую и бумажную.
Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»
Подпишитесь на социальные сети «УБРиР для бизнеса»: ВКонтакте и Telegram