От выбранного города зависят предложения банка.
От выбранного города зависят предложения банка.
Популярность онлайн-торговли в России постоянно растёт: по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, её объём за 9 месяцев 2024 года составил 6,2 трлн рублей. Это на 43% больше, чем за тот же период 2023 года.
В статье рассказали, как открыть интернет-магазин, что учесть перед запуском, какие нужны инструменты и документы.
Содержание:
Чем интернет-магазины выгодны предпринимателям
Собственный интернет-магазин или маркетплейс?
Как открыть интернет-магазин с нуля: инструкция
Когда открытие интернет-магазина может привести к убыткам
Открытие интернет-магазина часто более выгодно и менее рискованно, чем запуск торговли офлайн, особенно для новичков в бизнесе.
Чтобы запустить интернет-магазин с нуля, необязательно сразу тратить большие суммы. Например, для создания сайта можно использовать недорогие конструкторы, а затраты на складское помещение свести к минимуму из-за покупки небольшого количества товаров. Некоторые поставщики соглашаются продавать продукцию не оптом, а именно под клиентов либо отправлять товары напрямую покупателю.
Офлайн-магазины чаще всего работают по установленному графику, поэтому время для покупок в них ограничено. Клиенты интернет-магазинов могут оформить заказ в любое время. Поэтому онлайн-бизнес может обслуживать больше посетителей в сутки, чем офлайн-точка, и его доход будет выше.
Многие операции в интернет-магазине можно проводить без участия персонала. Это позволит сэкономить и нанять минимальное количество сотрудников. Например, предприниматель может настроить автоматическое формирование счетов, списание купленных позиций со склада.
Для автоматизации процессов можно настроить CRM-систему. Она поможет:
Обучите сотрудников работе с CRM. Для этого можно сделать для них подробные инструкции, видеоуроки, провести демонстрацию работы с системой.
Для эффективной работы интернет-магазина важно понимать, насколько хорошо продаются те или иные товары. Для этого предпринимателю нужно регулярно отслеживать данные аналитики. Можно настроить сайт и получать ключевую информацию о продажах. Например, посмотреть количество новых клиентов, которые заходят на сайт, и рассчитать размер среднего чека за определённый месяц. На основе собранной информации маркетологи корректируют продвижение продукта, чтобы увеличить количество покупателей и доход.
Интернет-магазин не привязан к одному месту на карте, что расширяет круг потенциальных покупателей. Клиент может сделать заказ, даже если находится в другом городе или регионе. Это возможно, если вы осуществляете доставку разными способами, например через транспортную компанию.
Маркетплейс — это онлайн-магазин, на котором одновременно размещаются предложения от разных продавцов. По сути, это посредник между продавцом и покупателем.
В отличие от маркетплейса, интернет-магазин обычно продаёт товары одного бренда или определённой группы товаров и часто имеет представительство в офлайне.
Собрали главные различия между интернет-магазином и маркетплейсом в одной таблице:
Интернет-магазин | Маркетплейс | |
Кто продаёт товары | Владелец магазина | Разные предприниматели и компании |
Кто общается с клиентом | Продавец компании | Сотрудник маркетплейса |
Как решает, какие проводить акции | Продавец сам решает, когда и какую акцию провести | Маркетплейс обязывает продавцов участвовать в акциях и делать скидки |
Как организована доставка товара клиенту | Продавец сам отправляет товар | Товар доставляет маркетплейс |
Маркетплейс стоит выбирать, если вы продаёте товары широкой аудитории и клиенту не нужна консультация для выбора. Также продажа через маркетплейс подойдёт предпринимателям и компаниям с небольшим бюджетом, у которых нет ресурсов на продвижение своего сайта, аренду склада и организацию доставки. О том, как выйти на эту площадку, читайте в нашей статье «Как успешно вывести и развивать бизнес на маркетплейсах».
Запустить свой интернет-магазин стоит, если вы продаёте товары для узкого сегмента и клиенты часто обращаются за консультацией для выбора. Также если вы хотите развивать свой бренд и отстроиться от конкурентов — стоит открыть свой интернет-магазин.
Чтобы открыть интернет-магазин, нужно выполнить несколько шагов.
Если предприниматель ещё не определился с тем, что будет продавать, у него есть два пути:
Пример. Вадим, Ирина и Елена решили открыть свои интернет-магазины. Вадим считает, что оптимальный для него вариант — продажа одежды для всей семьи, Ирина решила остановиться на женской спортивной одежде, а Елена выбрала продажу искусственных елей на Новый год.
Все предприниматели могут получать доход, но у них будет разная потенциальная прибыль. Наиболее широкий охват аудитории у Вадима, Ирина тоже найдёт своих покупателей, ведь её направление, хоть и довольно узкое, находится в популярной нише. В наименее выгодном положении Елена: доход она будет получать только несколько предновогодних недель, и если она не придумает, чем привлечь покупателей в остальное время, её бизнес будет строго сезонным.
Для открытия интернет-магазина необходимо зарегистрировать ИП, ООО или оформить самозанятость. Торговать как физлицо не получится.
Самозанятый может продавать только товары собственного производства, а его годовой доход не должен превышать 2,4 млн рублей.
Светлана открыла сайт, где продаёт интерьерные свечи ручной работы, которые изготавливает самостоятельно. Расширить ассортимент продукцией известного французского бренда у неё не получится, так как это недоступно в статусе самозанятого.
Зарегистрировать статус ИП и ООО можно самостоятельно на сайте Федеральной налоговой службы. В бумажном виде документы подают в МФЦ, ФНС. Самозанятые регистрируются в приложении «Мой налог», банковских приложениях, личном кабинете на сайте ФНС, через «Госуслуги».
Регистрация в приложении «Мой налог» занимает несколько минут. Заполнять заявление на бумаге и посещать инспекцию не нужно
После регистрации ИП или ООО предприниматель должен открыть расчётный счёт. Он нужен для работы бизнеса: оплаты услуг поставщика, доставок, налогов, других расходов.
К расчётному счёту также подключают онлайн-кассу и эквайринг для приёма оплаты, ведения отчётности.
Чтобы упростить задачу, можно обратиться в организацию, которая помогает в регистрации. Например, в УБРиР можно быстро зарегистрировать ИП или ООО, а расчётный счёт открывается бесплатно.
Если интернет-магазин открывает самозанятый, он имеет право использовать личный счёт, не открывать расчётный. О разнице между счетами и об условиях их использования рассказали в статье «Чем расчётный счёт отличается от лицевого».
Чтобы оплачивать покупки онлайн, клиенты оставляют свои персональные данные на сайте. По Федеральному закону № 152-ФЗ каждый, кто собирает персональные данные, должен пройти регистрацию в реестре операторов. Для этого нужно подать уведомление с указанием информации о предпринимательской деятельности на сайте Роскомнадзора. Также, чтобы не нарушать закон, всех посетителей сайта необходимо уведомлять о сборе персональных данных.
Выбор режима налогообложения зависит от сферы деятельности, региона, организационно-правовой формы собственности. Подробнее о схемах налогообложения можно прочитать в нашей статье «Налоги ИП в 2024 году: как выбрать систему налогообложения».
С 1 января 2025 года начнут действовать налоговые изменения, которые коснутся в том числе уплаты НДС, НДФЛ. Подробнее о налоговой реформе и о том, что ждёт бизнес в 2025 году, можно прочитать в нашей статье.
Посмотрите, какие товары популярны в интернет-магазинах с похожей тематикой, как оформлены эти сайты. Возьмите на вооружение работающие у конкурентов инструменты.
Составьте портрет целевой аудитории (ЦА) — пользователей, которые могут заинтересоваться товарами из интернет-магазина. Чем лучше предприниматель знает свою ЦА, тем эффективнее работа сайта. Под целевую аудиторию подстраивают каталог, оформление сайта, тексты, запускают акции.
Подробнее о том, как определить и сегментировать целевую аудиторию, читайте в нашей статье «Целевая аудитория».
План нужен, чтобы рассчитать необходимую для запуска и работы интернет-магазина сумму, а также потенциальную эффективность бизнеса. О том, как правильно составить бизнес-план, подробно рассказали в нашей статье «Что такое бизнес-план и как его правильно составить».
Ориентируйтесь на следующие критерии:
Николай хотел снизить расходы и закупать продукцию напрямую у поставщика из Китая, но последний предлагает только крупный опт. Чтобы не тратить сразу большую сумму на закупку и не платить за хранение продукции на складе, Николай решил закупать небольшие партии у местного производителя. Это позволило ему избежать рисков — торговля могла не пойти, и он бы потерял значительную сумму на крупном опте.
При приёме товара у поставщика обращайте внимания, проставил ли он необходимую маркировку. Если её нет, предприниматель или компания имеет право вернуть товар поставщику. Продажа немаркированной продукции запрещена, за нарушение назначают штрафы до 300 000 рублей (ст. 171.1 УК РФ).
Хостинг — услуга, которая предоставляет ресурсы для хранения информации на сервере. Для её подключения необходимо обратиться к хостинг-провайдеру.
Домен — адрес сайта, по которому пользователи запоминают и ищут интернет-магазин. Предприниматель может придумать его самостоятельно или купить готовое имя. В любом случае необходимо проверить, свободен ли домен. Сделать это можно на сайтах компаний-регистраторов.
Далее адрес нужно зарегистрировать. При запуске интернет-магазина с нуля регистрацию оформляют на год. После она продлевается автоматически.
Стоимость регистрации домена зависит от конкурентности названия, доменной зоны. Лучше всего выбрать .ru или .рф, если вы планируете работать с покупателями из России.
Важный нюанс: регистрация домена не даёт предпринимателю прав на это имя. Чтобы их получить, необходимо зарегистрировать товарный знак. Подробнее о том, как зарегистрировать товарный знак и что для этого нужно, читайте в нашей статье «Регистрация товарного знака: пошаговое руководство для бизнеса».
Сделать это можно двумя способами:
Ключевой элемент всех интернет-магазинов — товары. Если их много, лучше разбить позиции на группы. Это сделает загрузку страницы быстрее, а путь пользователя до покупки — проще.
Согласно закону «О защите прав потребителей», каждая карточка товаров должна содержать следующую информацию:
Если информация неполная или недостоверная, предпринимателю могут назначить штраф до 10 000 рублей (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).
Для удобства покупателей, повышения их лояльности в карточках товаров должны быть фотографии. Важно, чтобы изображения были хорошего качества, быстро прогружались. При этом не забывайте про авторские права. Согласуйте использование фотографий с их авторами, зафиксируйте документально переход исключительных прав. Согласно ст. 1301 ГК РФ, за нарушение исключительного права на произведение автор или правообладатель имеет право на компенсацию от 10 000 до 5 000 000 рублей.
Также для повышения доверия под товарами размещают отзывы. Это могут быть карточки с текстом, список комментариев.
Не забудьте указать на сайте контактные данные компании. Предоставьте пользователям возможность написать или позвонить менеджерам, посетить офлайн-магазин, если он есть.
Настройте каталогизацию и поиск:
Для получения безналичной оплаты индивидуальным предпринимателям, компаниям необходимо подключить онлайн-кассу и интернет-эквайринг. Касса нужна для составления отчётности, выдачи чеков. Интернет-эквайринг — для приема оплаты за онлайн-покупки.
Чтобы сделать оплату удобнее для пользователей, предприниматели могут подключить Систему быстрых платежей (СБП). В этом случае покупатели оплачивают заказы с помощью QR-кода.
Если вы предлагаете доставку штатными курьерами и оплату товаров после получения, используйте мобильную контрольно-кассовую технику (ККТ). Она позволяет принимать оплату на месте, выдавать покупателям бумажные чеки. ККТ необходимо зарегистрировать в ФНС. При сотрудничестве с курьерскими службами приобретать контрольно-кассовую технику не нужно.
Маркетинговая стратегия — это план продвижения вашей продукции или услуг. При её разработке важно понимать, каким клиентам будут интересны ваши товары или услуги, какие у них боли и интересы. Зная это, вы сможете персонализировать рекламу и нацелить её на нужную аудиторию.
Выберите оптимальный канал маркетинга:
Веб-аналитика — система сбора и анализа данных. Она помогает отследить путь пользователей: откуда пришли, какие страницы просматривали, сколько времени провели на сайте, какой процент посетителей оформил заказ. На основе полученных данных можно выстраивать маркетинговые гипотезы и затем проверять их, чтобы повысить эффективность интернет-магазина.
В качестве инструментов веб-аналитики чаще всего используют «Яндекс Метрику» и Google Analytics.
«Яндекс Метрика» учитывает и анализирует весь трафик сайта
При открытии интернет-магазина нужно учесть все факторы, которые могут повлиять на продажи. Например, ситуацию на рынке, уровень конкуренции, спрос на выбранную группу товаров.
Существует несколько причин, из-за которых интернет-магазин может терпеть убытки:
У своего интернет-магазина для бизнеса есть ряд преимуществ: открытие не потребует больших вложений, продавать товары можно круглосуточно, а все процессы — автоматизировать.
Перечислим основные моменты:
Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»
Подпишитесь на социальные сети «УБРиР для бизнеса»: ВКонтакте и Telegram