От выбранного города зависят предложения банка.
От выбранного города зависят предложения банка.
Маркетплейсы становятся всё популярнее: по данным ВЦИОМ, 71% россиян за последний год хотя бы раз покупали товары на интернет-площадках. Это удобно не только для покупателей, но и для бизнеса: можно продавать товары на всю страну. Но чтобы хорошо зарабатывать на маркетплейсах и не потерять деньги, нужно знать нюансы работы на интернет-площадках.
Рассказываем, как открыть успешный бизнес на маркетплейсе в 2025 году.
Содержание:
Что такое маркетплейсы и как они работают
Почему маркетплейсы популярны среди продавцов и покупателей
С какой площадки лучше начинать продажи
Кто может торговать на маркетплейсах
Как определить выгодную нишу и товар для маркетплейса
Маркетплейсы — это онлайн-платформы, на которых продавцы размещают товары, а покупатели сравнивают предложения, совершают покупки и оставляют отзывы. Сама площадка служит посредником, обеспечивая удобство и безопасность для обеих сторон.
Маркетплейсы предоставляют все необходимые инструменты для управления бизнесом. Чтобы выйти на торговую площадку, продавцы регистрируют учётные записи на платформе. Затем добавляют товары и создают карточки с описанием и фотографиями. Продукция хранится на складе маркетплейса или у самого продавца в зависимости от схемы работы. Покупатели оформляют заказы, а маркетплейсы доставляют их и переводят деньги продавцу, оставляя себе комиссию.
Маркетплейсы — эффективный инструмент для онлайн-торговли, удобный как для покупателей, так и для продавцов.
Люди покупают на маркетплейсах из-за удобства:
Бизнес при работе на маркетплейсах тоже получает несколько преимуществ:
На протяжении последних пяти лет Wildberries и Ozon занимают первые два места по объёму выручки и количеству заказов. Начинающие продавцы обращают внимание на лидеров отрасли и чаще выбирают эти маркетплейсы в качестве первых площадок.
При выборе маркетплейса стоит учитывать условия для конкретного бизнеса или товара: размер комиссии, условия доставки и возврата, правила торговли. Собрали основные данные в таблицу.
На маркетплейсах могут торговать ИП, ООО и самозанятые. Независимо от правовой формы, при регистрации на площадке указывают ИНН. По нему маркетплейс получает информацию о продавце. Также обязательно надо ввести платёжные реквизиты, на которые маркетплейс будет переводить деньги за заказы. Остальные документы зависят от конкретной площадки. Разберём особенности, которые помогут при выборе формы регистрации бизнеса.
ИП могут продавать всё, что разрешено законодательством РФ. Индивидуальные предприниматели применяют основную (ОСНО) или упрощённую (УСН) систему налогообложения. Подходит для небольшого бизнеса.
Особенности работы ИП:
Подходит для крупных, сетевых бизнесов. Как и ИП, могут продавать всё, что разрешено по закону, и платить налоги по ОСНО или УСН.
Особенности при оформлении формы регистрации ООО:
Подходит для специалистов, которые самостоятельно производят товар: броши ручной работы, деревянные доски, вязаные носки. Самозанятые не могут купить продукцию у поставщика и перепродать дороже.
Особенности формы регистрации самозанятых:
Чтобы покупатель охотно приобретал товары на маркетплейсе, все операционные процессы должны быть налажены. Кто-то должен заниматься своевременными поставками продукции на склад, хранением, упаковкой, доставкой и выдачей заказов клиенту. Рассмотрим три основные схемы работы, при которых за эти процессы отвечает продавец или маркетплейс.
Популярная схема работы, которую можно выбрать на основных маркетплейсах: Ozon, Wildberries, Яндекс Маркете и Мегамаркете.
Маркетплейс берёт на себя все операционные процессы. Продавец привозит продукцию на склад маркетплейса. Оператор размещает и хранит товары на складе, принимает заказы и доставляет их покупателю. В кабинете продавца автоматически создаётся отчётность о выполненных заказах, запасах товаров, продажах и возвратах.
Эта модель позволяет продавцу сосредоточиться на развитии бизнеса, в то время как маркетплейс организует все процессы — от хранения до доставки или возврата товара. С другой стороны, продавец полностью зависит от качества услуг маркетплейса и не может повлиять на долгую доставку или клиентский сервис.
Такую схему работы можно выбрать на Wildberries, Ozon, Яндекс Маркете и Мегамаркете.
Маркетплейс отвечает только за логистику. Продавец хранит товары на собственных или арендованных складах. Он самостоятельно проводит инвентаризацию и следит за запасами. Когда появляется заказ, продавец самостоятельно собирает и упаковывает его. Готовый к доставке товар продавец передаёт маркетплейсу, который и привозит его покупателю.
Такая модель подходит для продажи товаров, которые нельзя хранить на складах маркетплейсов. Например, входные и межкомнатные двери, шпатлёвка и штукатурка, мульча и кора. При такой схеме работы продавец сам следит за качеством продукции и упаковкой. Но при этом он же занимается операционными задачами и меньше времени может уделять развитию бизнеса.
В этой схеме продавец отвечает за выполнение заказа. Товары хранятся на его складе. Когда покупатель оформляет заказ на маркетплейсе, продавец собирает заказ, упаковывает и отправляет его. При модели DBS маркетплейс выступает как площадка-посредник и даёт возможность продавцу разместить товар на витрине, а покупателю — найти и заказать его.
По такой схеме удобно продавать крупногабаритные товары весом до 5000 кг и со стороной длиннее 50 см, например ванны и душевые кабины. Также DBS позволяет продавать на маркетплейсах товары из опасных категорий — например, перекись водорода для очистки бассейна.
Ниши есть более и менее востребованные — вместе с потенциальным количеством заказов растёт и конкуренция.
По данным опроса ВЦИОМ, верхние строчки рейтинга занимают следующие категории:
Самые непопулярные ниши товаров на маркетплейсах — «Ювелирные украшения» и «Мебель».
Выходу на маркетплейс предшествует большая аналитическая работа. Чтобы не потерять средства на неликвидном товаре, стоит потратить время на изучение спроса на категорию или товар. Это можно сделать по ключевым словам в поисковиках «Яндекс Вордстат» и Google Trends. Если товар часто ищут, то и спрос есть. Отдельно следует проанализировать нишу и конкретный товар в специальных сервисах: Moneyplace, SellerFox, Shopstat. Можно посмотреть количество продаж и конкурентов в категории, а также оборот.
При выборе товара стоит обращать внимание на те, которые точно купят, например:
Несколько советов помогут в выборе товара:
Чтобы успешно продавать товары на маркетплейсе, предварительно бизнесу надо:
Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»
Подпишитесь на социальные сети «УБРиР для бизнеса»: Telegram и ВКонтакте