Как проверить контрагента: эффективные способы и сервисы

Как проверить контрагента: эффективные способы и сервисы

Какую бы сферу бизнеса ни представляла ваша компания, взаимодействие с контрагентами — неотъемлемая часть работы. Выбор партнёров необходимо осуществлять максимально ответственно, чтобы проблемы от неправильно составленного договора или недобросовестных действий контрагента не нанесли вред работе вашей организации.

До начала работы как с новым, так и с текущим партнером стоит проверить его надёжность. Алгоритм включает несколько шагов и предполагает как использование автоматических сервисов, так и ручной поиск информации в открытых источниках. Разберёмся, какие инструменты использовать для эффективной проверки контрагентов.

Содержание:

Зачем проверять контрагентов

Алгоритм ручной проверки контрагентов

Автоматизированные средства проверки партнёров

Подведём итоги

Зачем проверять контрагентов

Проверка благонадёжности контрагента позволяет устранить три вида рисков.

Финансовые риски. Недобросовестные партнёры могут срывать сроки поставки товара или выполнения услуг. Из-за этого компания, которая заключила с ними договор и отвечает перед клиентом, может понести финансовые потери.

Юридические риски. Например, если компания заключила договор с фирмой-«однодневкой», у Федеральной налоговой службы могут возникнуть сомнения в законности такой сделки. Учредителя будут подозревать в незаконном обналичивании денег и назначат дополнительные проверки.

Репутационные риски. Работа с контрагентами, которые замешаны в скандалах или имеют негативный образ в общественном сознании, может повлиять на имидж компании. Это особенно актуально сейчас, когда люди обращают внимание на социальную ответственность бизнеса.

Тщательная проверка — это не формальность, а необходимый элемент управления рисками, который помогает защитить бизнес от возможных проблем.

Признаки надёжности потенциального партнёра

Проверку можно провести одним из двух способов:

  • ручной предполагает самостоятельный поиск данных в государственных реестрах и базах данных;
  • автоматический рассчитан на использование сервисов.

Также можно воспользоваться услугами специальных фирм, они берут проверку на себя и выдают заключение о благонадёжности потенциального партнёра.

Алгоритм ручной проверки контрагента

Часто предприниматели устраивают проверки партнёров только по индивидуальному номеру налогоплательщика или по наличию информации о нём в реестре юридических лиц. Это важные шаги, но останавливаться на них не стоит.

Шаг 1. Проверка ИНН

Проверка номера налогоплательщика на сайте ФНС позволяет убедиться, что организация зарегистрирована в налоговых органах. Сервис покажет задолженности компании и задержки в предоставлении отчётности по налогам. Важно сверить данные с сайта ФНС с адресом и другими реквизитами, указанными в договоре.

Шаг 2. Проверка учредительных документов

Учредительные документы содержат ключевую информацию о компании и полномочиях руководителей.

Стоит запросить несколько документов.

  • Устав. Описывает цели компании, права и обязанности участников, структуру управления.
  • Протокол об учреждении общества. Фиксирует решение учредителей о создании компании. Дополнительно можно запросить документ, подтверждающий реорганизацию, если такая проводилась.
  • Список участников. Указывает всех участников компании и их доли в уставном капитале.
  • Лист записи ЕГРЮЛ и выписка из ЕГРЮЛ. Содержат актуальные данные о регистрации компании, её основателях и руководителях.

Шаг 3. Выписки из государственных реестров

Государственные интернет-порталы бесплатно предоставляют информацию об истории компании, её деятельности, активах, долгах. Важно обратить внимание на следующие реестры и базы данных.

  • ЕГРЮЛ или ЕГРИП. На сайте можно получить подробную информацию о компании или индивидуальном предпринимателе, датах постановки на учёт и снятия с него, видах деятельности по ОКВЭД, истории банкротства или прекращения работы, филиалах, уставном капитале и руководителях.
  • База данных исполнительных производств покажет, есть ли у организации долги перед государством, другими компаниями или физическими лицами.
  • Реестр обеспечительных мер — ресурс, на котором можно проверить, есть ли у компании имущество с обременением со стороны налоговой службы. Это важно узнать, чтобы не заключить неправомерный договор об аренде или покупке такой собственности.
  • Картотека арбитражных дел — здесь отображается информация об участии компании в судебном производстве. Важно обратить внимание на те иски, которые связаны с неисполнением обязательств по договорам.
  • Федеральный реестр сведений о банкротстве поможет получить актуальную информацию о долгах или назревающем банкротстве компании, об имуществе, выставленном на торги.
  • Реестр недобросовестных поставщиков помогает выявить подрядчиков, которые регулярно нарушают договорённости.
  • Реестр проверок Генпрокуратуры предоставит информацию обо всех ситуациях, когда у государства возникали подозрения в законности работы компании. Большое количество внеплановых визитов сотрудников прокуратуры и систематических нарушений обычно свидетельствует о ненадёжности организации.
  • Реестр Федеральной службы судебных приставов покажет, если контрагент проиграл судебное дело и не платит долги.
  • Сервис «Прозрачный бизнес» от ФНС поможет узнать, сколько организаций зарегистрировано на учредителя. Если их больше пяти, есть риск того, что руководство номинальное, а компании нарушают закон.

Шаг 4. Анализ бухгалтерской отчётности

Получить доступ к сведениям можно на Государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Этот сайт показывает, как поставщик сдаёт финансовые отчёты и какими средствами располагает. Если отчёты отправляют нерегулярно, капитал маленький, а долги большие, не стоит торопиться и подписывать договор о сотрудничестве.

Автоматизированные средства проверки партнёров

Если нет возможности самостоятельно изучить информацию, можно воспользоваться автоматическими сервисами или услугами специализированных компаний.

Сервисы для проверки контрагента

Функциональные возможности программ различаются. Можно использовать комбинацию бесплатных и платных сервисов — так контроль будет всесторонним.

«Главбух Контрагенты». Чтобы проверить организацию в этом сервисе, нужно указать ИНН, ОГРН, адрес или название. Платформа информирует о финансовых показателях компании по методике ФНС, предупреждает о наличии долгов, участии в судебных разбирательствах, а также проверяет все фирмы, связанные с контрагентом через учредителей и руководителей.

Стоимость: от 27 500 рублей.

Seldon.Basis. На этом сайте можно проверить информацию по официальным источникам, спискам банкротов или недобросовестных поставщиков. Также там есть сведения по арбитражу, финансам и контрактам.

Стоимость: суточный тариф — 990 рублей, тариф на месяц — от 7 990 рублей.

«Светофор» от УБРиР. Сервис оценивает фирму по финансовым, поведенческим и юридическим критериям, опираясь на информацию из нескольких десятков источников.

«Светофор» значительно сокращает время проверки контрагентов и снижает риски возникновения дебиторской задолженности, а также сохранить репутацию, сэкономить время и деньги.

Подключить услугу можно в офисах УБРиР или самостоятельно в интернет-банке УБРиР «Бизнес Лайт 2.0».

Стоимость: 700 рублей в месяц.

«Бизнес-индикатор» от УБРиР. Подключается всем клиентам банка, которые открыли расчётный счёт. Сервис ежедневно оценивает состояние вашего предприятия: риски совершения нежелательных операций, налоговую нагрузку, а также контрагентов и их надёжность. Поможет сократить финансовые риски и предупредит, если в сотрудничестве с другой компанией есть признаки несоответствия ФЗ-115.

Стоимость: бесплатно.

«Моё дело. Бюро». Сайт помогает выявить банкротов, должников и мошеннические компании.

Предусмотрен бесплатный доступ для знакомства с ресурсом, затем «Моё дело» предлагает годовые тарифы.

Стоимость: от 33 000 рублей.

Независимая проверка

Можно заказать независимую проверку контрагентов у консалтинговой или аудиторской компании. Такая услуга предоставляется платно, но когда речь идёт о длительных контрактах и крупных суммах, лучше выделить на проверку дополнительный бюджет.

Фирмы, оказывающие такие услуги, ищут всю информацию самостоятельно и готовят подробный отчёт с выводами для заказчика. Можно выбирать их по следующим критериям.

Критерии выбора фирмы, оказывающей услуги независимой проверки

Подведём итоги

Проверка контрагента — важный этап перед началом сотрудничества. Он позволяет минимизировать риски невыполнения обязательств перед клиентами.

  • Данные о работе компании можно собирать вручную, с помощью специальных сервисов или силами специализированной компании, которая возьмёт на себя полный мониторинг потенциального партнёра.
  • Обязательная информация для ручного анализа: ИНН, учредительные документы, выписки из государственных реестров, бухгалтерская отчётность.
  • Если для проверки нужно привлечь сервисы или сторонние компании, важно выбрать те, которые формируют отчёт по большому количеству критериев и выделяют рискованные параметры работы контрагента.

Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»

Подпишитесь на социальные сети «УБРиР для бизнеса»: Telegram и ВКонтакте

Проверяйте контрагентов в интернет-банке
Подключите сервис «Светофор»
Узнать подробности
Читайте по теме:
Офисы
и банкоматы
Назад
No Handler :(