От выбранного города зависят предложения банка.
От выбранного города зависят предложения банка.
Ошибки случаются даже в тех компаниях, где идеально налажены бизнес-процессы и роль человеческого фактора сведена к минимуму. Например, может возникнуть сбой в платёжных системах, сервисах записи, программах лояльности. А иногда у клиента изначально складываются завышенные ожидания, которые просто невозможно оправдать.
Жалобы — это не только нормальная часть работы, но и показатель лояльности. Если заказчик или покупатель жалуется, значит, он всё ещё доверяет компании. От правильных действий представителей фирмы зависит, восстановится ли это доверие полностью.
Рассказали, как работать с претензиями, чтобы они не наносили бизнесу ущерб в виде потерянных клиентов или проблем с законом и даже повышали лояльность.
Содержание:
Зачем нужно работать с жалобами
Как работать с претензиями, чтобы не нарушить закон
Как выстроить внутренние процессы работы с претензиями
Как распределить роли и обязанности сотрудников
В отношениях между компанией и потребителем есть несколько уязвимостей, которые чаще всего провоцируют жалобы.
Ошибки могут быть фактические: предоставили неправильную информацию, не выполнили обещание, некорректно заполнили документы, неверно оформили заказ. А ещё возникают погрешности в коммуникации. Например, сотрудник вовремя не ответил на запрос или сделал это с раздражением. Другой пример: ответ был, но некорректный, и клиент ничего не понял.
Обычно причина объективная: услугу действительно оказали некачественно. Но ожидания могут быть и неоправданно завышенными. Такое происходит, если потребитель пришёл по рекомендации других довольных клиентов или прочитал много положительных отзывов. В этом случае можно снизить градус ожиданий, если детально описать услугу на сайте или сразу обозначить для клиента его зону ответственности. Например, рассказать, что нужно приехать по записи строго к определённому времени или заранее подготовиться к визиту.
Новые правила часто вынуждают компании сокращать количество товаров и услуг или менять бизнес-процессы. Например, могут ужесточаться требования к упаковке. Из-за этого растут цены, а некоторые виды продукции уходят из ассортимента. Иногда законы требуют менять документооборот или сервисы, которые компания использует в работе. Это увеличивает время обслуживания клиентов, усложняет клиентский путь.
Технические сбои приводят к задержкам в обслуживании или делают невозможным проведение транзакций. Например, в магазине отключили электричество, пропал интернет или онлайн-магазин перестал работать из-за проблем на стороне провайдера. Это вызовет недовольство клиентов. Но бизнес может компенсировать свой ущерб в таких случаях. У банка УБРиР есть программа страхования «Эквайринг без потерь». Она позволяет возместить недополученные доходы, если приём безналичных платежей от клиентов приостанавливается из-за технических проблем.
Рекламные сообщения могут вводить клиентов в заблуждение. Например, обещать дополнительные выгоды, которых на самом деле нет. Ещё недовольство вызывают непрозрачные условия акций или скидок. Также клиентов раздражает грубое навязывание рекламных сообщений или спам, вследствие чего они отправляют жалобы в компанию.
Нерешённые или неправильно обработанные жалобы привлекают внимание государственных органов и регуляторов, особенно если они связаны с нарушением прав потребителей. Если требование клиента обосновано и он докажет это в суде, компанию не только обяжут выплатить человеку компенсацию, но и наложат на неё штраф. По ст. 13 «Закона о защите прав потребителей» это половина от выплаченной компенсации. Так, если клиенту выплатили 100 000 рублей по решению суда, ещё 50 000 рублей составит штраф.
В 2023 году появился новый вид взысканий. Предприниматель, который работает с конечным пользователем, должен ответить на претензию, даже если клиент неправ. В противном случае Роспотребнадзор выписывает штраф за уклонение от рассмотрения жалобы. Размер штрафа для юрлиц — от 100 000 до 300 000 рублей. Для директоров компаний и ИП — от 15 000 до 30 000 рублей.
Неудовлетворённые клиенты, чьи жалобы остались без внимания, часто делятся своим негативным опытом с окружающими и публикуют отрицательные отзывы в интернете, особенно часто — в картах, потому что это самый способ найти компанию в Сети.
Почему компании выгодно создавать профиль в картах, рассказали в статье «Зачем бизнесу профиль в картах Яндекса и 2GIS».
Специалисты приводят данные: даже из-за одного негативного отзыва компания может потерять до 22% клиентов. Уменьшается клиентская база, а вместе с ней — и доходы бизнеса.
Наконец, неправильное управление жалобами раздувает операционные издержки компании. Приходится увеличивать нагрузку на службы поддержки, растут расходы на запуск антикризисных PR-кампаний. Привлечение новых клиентов становится дороже, маркетинг требует больше бюджета.
Эффективно работать с недовольством клиентов выгодно ещё по нескольким причинам:
Есть несколько принципов, которые стоит соблюдать, когда компания отвечает на жалобы клиентов.
Важно отслеживать информацию на всех площадках, где компания присутствует официально. Регулярно проверяйте почтовый ящик по юридическому адресу и во всех точках продаж. Отслеживайте оповещения в электронной почте и мессенджерах, сообщения в аккаунтах компании в социальных сетях. Продавцам и администраторам дайте инструкцию на случай, если клиент принесёт претензию на бумаге.
Отреагировать нужно даже в том случае, если клиент неправ и выразил претензию устно. Направьте ответ на адрес клиента заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения или отдайте лично под подпись. Если к вам обратились письменно по электронной почте, через чат на сайте или в социальных сетях, ответ лучше направить через эти каналы.
Сроки ответа на претензию разные в зависимости от содержания жалобы. Можно ориентироваться на следующие границы:
Важно держать в быстром доступе заявление, акт обмена или возврата, чеки возврата денег или пересчёта цены. Если вы не удовлетворили претензию, потому что клиент был неправ и экспертиза это подтвердила, сохраните заключение, на которое опирались.
«Конструктор документов», входящий в пакет услуг «Бизнес-юрист» от УБРиР, позволяет создавать, хранить документы и вести их учёт. Также пользователям сервиса доступны консультации юристов, которые позволят правильно реагировать на претензии и обезопасить себя от штрафов со стороны контролирующих органов.
Можно использовать базовый алгоритм работы с претензиями клиентов, чтобы уменьшить время реагирования.
На этом этапе нужно корректно зарегистрировать обращение в CRM и зафиксировать ключевые данные: имя клиента, контакты, дату и время обращения, описание проблемы. Стоит сразу проверить, действительно ли претензия относится к компетенции компании, и уточнить недостающие детали.
Ответственный сотрудник определяет тип жалобы. Например, продуктовая относится к качеству товара, сервисная касается плохого обслуживания или задержки, финансовая связана с ошибкой в расчётах.
Важно оценить срочность претензии. Критические могут подорвать имидж компании или привести к большим убыткам, их нужно решать в первую очередь.
После первичной оценки претензию отдают на обработку соответствующему специалисту и сообщают клиенту три факта:
На этом этапе работы с жалобами клиентов определяют, что произошло и почему, кто из сотрудников или отделов вовлечён, какие данные или доказательства необходимы.
Когда внутреннее расследование закончено, разрабатывают варианты решения проблемы. Обычно они включают три меры:
В назначенный срок нужно рассказать клиенту о решении компании и уточнить, удовлетворяет ли оно заказчика. Если клиент не согласен, предложить дополнительные шаги и отправить претензию на пересмотр.
Важно не только вернуть деньги, доставить новый товар, принести извинения. Необходимо убедиться, что проблема клиента решена, и получить от него подтверждение. Затем следует поставить в системе статус «Решено» или «Закрыто».
Часто этот этап опускают, в результате ошибки повторяются, претензии не заканчиваются. Нужно понять, была ли ошибка единичным случаем или это системный недостаток, а затем внедрить изменения и усовершенствовать внутренние процессы.
Подпись: Процесс лучше разбить на восемь последовательных блоков с обязательным завершающим этапом в виде работы над ошибками
Чтобы претензии не терялись и клиенты вовремя получали ответ, создайте регламент и укажите этапы работы с жалобами клиентов, сроки и ответственных за каждый этап. Для группы ответственных сотрудников можно определить пять ролей.
Координатор. Организует и контролирует весь процесс обработки претензий. С одной стороны, он распределяет задачи между сотрудниками. С другой — анализирует общие тенденции претензий, определяет системные проблемы и слабые места в бизнес-процессах. Этот сотрудник разрабатывает предложения, как улучшить качество продукции или услуг.
Специалист по приёму претензий. Получает жалобы от клиентов через различные каналы: телефон, электронную почту, чат на сайте, сообщения в социальных сетях. Регистрирует их в системе учёта. Первично оценивает ситуацию и перенаправляет претензию на соответствующего сотрудника.
Аналитик претензий. Изучает детали жалобы, анализирует причины проблемы. Параллельно выясняет обстоятельства у специалистов из других отделов — например, логистов, менеджеров продаж, мастеров на производстве. Готовит рекомендации, чтобы решить проблему.
Юрист. Проверяет правомерность предъявленных претензий и готовит документы для ответа клиентам. Если дело всё-таки доходит до суда, участвует в решении спорных вопросов.
Специалист по работе с жалобами потребителей. Он информирует клиентов о том, как обстоят дела с их претензиями, предоставляет им решения компании и компенсации, устраняет недовольство клиентов и повышает их лояльность.
Всю цепочку отработки жалоб контролирует координатор. Он же вырабатывает общее направление изменений в бизнесе на основе частотных претензий
Грамотно выстроенный алгоритм работы с жалобами позволяет не только сохранить лояльность клиентов, но и увеличить её.
Обратитесь за консультацией к нашим юристам, чтобы узнать регламент работы с претензиями потребителей и правильно их отработать.
Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»
Подпишитесь на социальные сети «УБРиР для бизнеса»: ВКонтакте и Telegram