4 способа, которые помогут магазину защититься от покупателей-мошенников

4 способа, которые помогут магазину защититься от покупателей-мошенников

Небольшому бизнесу сложно обезопасить себя от нечестных покупателей: на точке нередко работает один человек, который физически не уследит за всем. Защититься от мошенников можно с помощью современных технологий. Рассказываем, какие средства помогут предотвратить обман со стороны покупателей.

Видеонаблюдение

Видеокамеры — самый распространённый и доступный вариант обезопасить бизнес от краж. Однако важно выбрать правильную технику. Например, если прогадать с углом обзора, останутся слепые зоны, а если взять камеру с неподходящим фокусным расстоянием, не получится чёткое видео, где будут видны расчёты на кассе.

В зависимости от способа получения изображения с камеры они делятся на аналоговые и цифровые.

Аналоговая камера. Бюджетный вариант, который подключается по кабелю, транслирует изображение на монитор и записывает его на видеорегистратор. Дополнительно можно отправлять видео на смартфон, но понадобится декодер, который преобразует аналоговый сигнал в цифровой. Такая камера подойдёт, если есть небольшой бюджет на видеонаблюдение и не нужно рассматривать мелкие детали на записи.

Цифровая камера. Простая в настройке система, которая передаёт картинку по кабелю или Wi-Fi. Выводить изображение можно на компьютер, смартфон, телевизор и любое другое устройство. У таких камер обычно больше функций: распознавание лиц и номеров машин, удалённое управление — например, можно повернуть камеру со смартфона. Подойдёт, если нужна чёткая картинка и нет возможности или желания тянуть провода в помещении.

У камер могут быть разные углы обзора и фокусное расстояние. Чем шире угол, тем больше объектов попадает в зону видимости — например, весь магазин или только касса. Угол обзора связан с фокусным расстоянием: чем оно меньше, тем больше зон охватит камера, но будут хуже видны объекты. У видеокамер с большим фокусным расстоянием хорошая чёткость изображения, но меньше угол обзора.

Например, в кофейне до 20 м² можно установить одну камеру с фокусным расстоянием до 2,8 мм — у неё будет обзор 180 градусов. А для наблюдения за магазином площадью 30 м² подойдёт вариант с фокусным расстоянием 2,8–3,6 мм — обзор будет 90–110 градусов.

У видеокамер есть параметр «разрешение», который отвечает за качество изображения. Чаще всего оно бывает от 2 до 8 Мп. Чем выше разрешение, тем чётче картинка, но дороже устройство.

Камеры с разрешением до 4 Мп подойдут для магазина или кофейни до 30 м². Получится рассмотреть лица посетителей и номера машин за окном.

Камеры с разрешением от 4 Мп нужны, если помещение большое или нужна высокая детализация. Например, с такой камерой будут видны расчёты на кассе и надписи на этикетках.

У видеокамер ещё много дополнительных функций: запись звука, чтобы понимать, о чём говорят покупатели; цветное изображение, которое поможет лучше рассмотреть лица; встроенная сирена — камера издаст звуковой сигнал, если в помещение проник вор.

Видеокамера со встроенной сиреной будет выполнять функцию охранной сигнализации

Главное — это помнить, что по закону устанавливать видеокамеры нельзя в туалетах, раздевалках для персонала, примерочных и других помещениях, где может быть нарушена приватность.

Онлайн-касса

Онлайн-касса формирует документы, которые называют фискальными: кассовые чеки, отчёты об открытии и закрытии смены и другие. А ещё касса рассчитывает сдачу, если покупатель расплачивается наличными, — это помогает продавцу не ошибиться в сумме.

Процесс расчёта выглядит так:

  • Покупатель оплачивает товар или услугу, а продавец вводит сумму покупки на кассе.
  • Онлайн-касса отправляет запрос на сервер оператора фискальных данных (ОФД) для подтверждения операции.
  • После подтверждения запроса касса обрабатывает ответ от ОФД, рассчитывает сумму сдачи и выводит её на экран.
  • Касса печатает чек с информацией о покупке, итоговой суммой и данными о продавце, а затем отправляет информацию о продаже на сервер ОФД для хранения и обработки.

Таким образом, сдача рассчитывается автоматически — продавцу не нужно делать это самостоятельно.

Противокражные магниты и рамки

Противокражные магниты и рамки работают в тандеме. В ярлык противокражного магнита вмонтирован датчик, который деактивируют или снимают вместе с биркой на кассе. Если этого не произошло, магнит активируется на выходе из магазина: приёмник внутри рамок ловит возникшее колебание, и раздаётся звуковой сигнал.

Бывает три вида датчиков.

Электромагнитный. Металлическая полоска, которую наклеивают на товар. Срабатывает не всегда: эффективность такого магнита примерно 70%. Обычно устанавливается на косметику, хозтовары, книги.

Радиочастотный. Встроенный в наклейку контур. Эффективность —  80–85%. Недостаток: не работает с металлическими предметами, поэтому не получится использовать с бытовой техникой и электроникой. Подойдёт для одежды, продуктов питания, алкоголя.

Акустомагнитный. Выпуклая наклейка с пластинами внутри. Между рамками металлические пластины внутри наклейки начинают вибрировать, происходит эффект резонанса. Приёмник распознаёт изменение электромагнитного поля и даёт сигнал на контроллер для включения сигнализации. Эффективность — 95%. Размещаются внутри упаковки бытовой техники, электроники.

Штрихкод на акустомагнитных датчиках не считывается сканерами: он создан для отвлечения внимания

Охранная сигнализация

Охранная сигнализация — ещё один способ обезопасить бизнес. В ней используются датчики движения, открытия дверей, окон и другие сенсоры для обнаружения вторжения.

Датчики подключаются к центральному блоку управления. Если в помещении есть движение, датчики передают сигнал в дежурную часть охранной компании и на смартфон владельцу бизнеса. Охранник на пульте проверяет сигнал и, если проникновение есть, вызывает полицию или отправляет группу быстрого реагирования. Сигнализацию можно активировать вручную, если оператор заметил подозрительную активность в магазине.

В момент срабатывания охранная сигнализация включает сирену или начинает мигать светом, чтобы привлечь внимание и отпугнуть нарушителя. Если кто-то попытается отключить датчики, система может включить ещё более громкий и продолжительный звуковой сигнал, чтобы усилить воздействие на нарушителя.

Коротко: какие бывают средства защиты от краж

Видеонаблюдение. Нужно, чтобы следить за помещением и вычислить недобросовестных покупателей.

Онлайн-касса. Помогает избежать мошенничества при расчётах.

Противокражные магниты и рамки. «Ловят» мошенников с украденным товаром на выходе из помещения.

Охранная сигнализация. Работает, когда в помещении никого нет, например, по ночам или в выходные.


Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»

5 схем клиентов-мошенников
Шоплифтинг и иллюзия оплаты: как действуют мошенники в магазинах
Подробнее
Офисы
и банкоматы
Назад
No Handler :(