Нужна ли самозанятому касса?

Нужна ли самозанятому касса?

Самозанятые — граждане, которые выплачивают налог на профессиональный доход (НПД). Такой налоговый режим разработан для предпринимателей, желающих легализовать свою деятельность без регистрации ИП. Для получения статуса самозанятого необходимо соответствовать установленным требованиям.

В статье разбираемся, должны ли плательщики НПД выдавать чеки, использовать кассы и какие есть альтернативы.

Обязаны ли самозанятые использовать кассу?

В каких случаях самозанятый должен установить кассу?

Что такое эквайринг? Нужен ли он самозанятым?

Обязаны ли самозанятые использовать кассу?

Устанавливать кассовый аппарат или подключать онлайн-кассу должны только индивидуальные предприниматели. На самозанятых это обязательство не распространяется.

При этом граждане, которые платят налоги на профессиональный доход, должны выдавать чеки своим клиентам. Делать это они могут в приложении «Мой налог». Установить и использовать его можно бесплатно.

 Все операции, которые проводит самозанятый через «Мой налог», отслеживает ФНС. Обязательство выдавать чеки зафиксировано в Федеральном законе №422-ФЗ. Если плательщик НПД нарушает сроки по выдаче или вовсе не выдает чеки клиентам, ему назначают штраф размером 20% от суммы покупки. При повторном нарушении штраф увеличивается до 100%.

В каких случаях самозанятый должен установить кассу?

Иногда плательщикам НПД все же приходится использовать кассовый аппарат или онлайн-кассу. Это происходит в следующих ситуациях:

  • Годовой доход больше 2,4 миллиона рублей. В этом случае самозанятый теряет свой статус, ему необходимо оформить ИП. Согласно Федеральному закону №54-ФЗ, каждый индивидуальный предприниматель обязан использовать кассу.
  • Необходимость сменить налоговый режим. Например, если самозанятому нужно нанять сотрудников, ему придется перейти с НПД на другой режим налогообложения.
  • Необходимость печатать бумажные чеки. Если самозанятый работает офлайн, электронные чеки могут быть неудобным вариантом для клиентов. Чтобы покупателям было проще, самозанятый может использовать кассовый аппарат в качестве принтера. Это не запрещено законом.

Если плательщик НПД регистрирует ИП, он может купить или арендовать онлайн-кассу. В этом случае деятельность предпринимателя и порядок выдачи чеков регламентируются 54-ФЗ.

Онлайн-кассу необходимо регистрировать в налоговой с использованием электронной подписи ИП. После этого вся информация об операциях, проводимых через кассу, передается в ФНС.

Если ИП решил перейти на НПД, он может продолжать пользоваться кассой. Законов, которые регламентируют работу самозанятых с контрольно-кассовой техникой, нет.

Онлайн-касса с эквайрингом
Умное решение для товарного учета и приема банковских карт
Подробнее

Нужен ли самозанятым эквайринг?

В 422-ФЗ нет пунктов, которые регламентируют способы расчета клиентов с самозанятыми. Поэтому использование эквайринга легально.

Подробнее мы отвечали на этот вопрос в отдельной статье.

В УБРиР самозанятые без статуса ИП могут подключить оплату через смартфон-терминал.

Смартфон вместо терминала
Экономьте на покупке оборудования
Подробнее

Отвечаем на часто задаваемые вопросы

Нужна ли касса самозанятым?

Согласно Федеральному закону №422-ФЗ, самозанятые могут работать без кассы. Им достаточно выдавать клиентам бумажные или электронные чеки.

Когда плательщику НПД приходится подключить кассу?

Когда самозанятый по каким-то причинам должен сменить налоговый режим. Это случается, например, при превышении установленного размера годового дохода.

Можно ли подключить кассу самозанятому по собственной инициативе?

Да, может, но если самозанятый зарегистрирован в качестве юрлица (на специальном налоговом режиме) и имеет расчетный счет.


Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»

Офисы
и банкоматы
Назад
No Handler :(