От выбранного города зависят предложения банка.
От выбранного города зависят предложения банка.
Открыть собственный бизнес — задача нелёгкая. Бывает, что начинающие предприниматели принимают решения, из-за которых теряют деньги и время. Мы проанализировали опыт предпринимателей и выяснили, какие ошибки они совершали на старте. Рассказываем, как их избежать или исправить.
Многие новички запускают бизнес на основе идеи, которая кажется привлекательной, но не анализируют рынок, конкурентов, целевую аудиторию. В результате оказывается, что продукт никому не нужен или он слишком дорогой, поэтому его не покупают.
Как избежать. Чтобы не тратить деньги и время впустую, внедрите следующие шаги:
Проанализируйте рынок и конкурентов. Если решили производить или продавать популярный продукт, у вас точно будут «соперники». Изучите сильные и слабые стороны конкурентов, подумайте, чем можете выделиться на их фоне. Для этого закажите маркетинговое исследование или проведите простой анализ самостоятельно.
Изучите целевую аудиторию. Чаще всего предприниматель не ЦА своего продукта. Из-за этого сложно объективно оценить, почему покупатели выбирают товар конкурента, а не ваш. Чтобы понять целевую аудиторию, узнайте, кто ваши покупатели, что им нравится в продукте, почему используют именно его. Допустим, вы открыли магазинчик с бытовой химией и товарами для уборки в новом жилом комплексе. Через месяц поняли, что основные покупатели — мамы с детьми и они ищут экологически чистые товары. Так вы на старте проанализировали целевую аудиторию и расширили ассортимент подходящими средствами. Как определить целевую аудиторию, рассказали в другой нашей статье.
Протестируйте продукт. Без этого этапа не обойтись, если планируете выводить на рынок новый товар или услугу. Например, в салоне красоты можно открыть студию флоатинга. Прежде чем покупать франшизу и устанавливать оборудование, пообщайтесь с клиентами. Поинтересуйтесь, знают ли они о процедуре, хотели бы попробовать. Разместите в салоне материалы о флоатинге и анализируйте реакцию и запросы посетителей. Если будет спрос, можно запустить первую флоат-камеру.
Ещё бывает так, что начинающие предприниматели успешно запускают бизнес и останавливаются на достигнутом. А через несколько месяцев выясняется: на продукт много негативных отзывов или конкуренты выпустили дешёвый аналог. Чтобы избежать таких ошибок в бизнесе, регулярно собирайте обратную связь от клиентов и изучайте конкурентов.
Это одна из типичных ошибок начинающих предпринимателей. Часто новички погружаются в операционку и забывают о главном: стратегическом планировании и постановке целей. Но без этого компания будет развиваться медленнее или вовсе не так, как задумывал предприниматель.
Как избежать. Для начала определите и сформулируйте среднесрочные и долгосрочные цели. Они должны быть конкретными и измеримыми. Например, цель «заработать 10 миллионов» — общая. А вот «через два года открыть пять магазинов и увеличить прибыль до 10 миллионов в месяц» — конкретная и измеримая.
Продумайте функциональную структуру компании: какие отделы или сотрудники нужны, какие задачи они будут решать? Все ли специалисты нужны в штате или часть работ можно отдать на аутсорс? Важно, чтобы структура компании соответствовала целям бизнеса и помогала их достигать. Так, если предпринимателю предстоит открыть пять магазинов, нужно нанять управляющих, консультантов, кассиров.
О том, как составить бизнес-план, рассказали в статье.
Многие молодые предприниматели думают, что финансовое планирование — это сложно, непонятно и необязательно на старте. Из-за этого бизнесмены принимают необоснованные инвестиционные решения или упускают доход.
Как избежать. Разработайте простую финмодель в электронной таблице. В интернете можно найти шаблоны, которые подойдут для вашей сферы. Если будете дорабатывать готовую финмодель или создавать свою, проверьте, чтобы там были следующие разделы:
Финансовая модель нужна, чтобы понять, как взаимосвязаны и меняются бизнес-показатели. Это поможет протестировать гипотезы о расширении компании или ассортимента, найти ключевые моменты, которые влияют на прибыль, увидеть кассовые разрывы и избавиться от них.
Финмодель поможет понять, что влияет на прибыль компании
Ошибка начинающих предпринимателей в том, что они экономят на рекламе и полагаются только на сарафанное радио. В результате хороший продукт плохо продаётся, потому что о нём мало кто знает.
Как избежать. В бизнес-плане и финмодели заложите обязательные расходы на маркетинг и рекламу — например, 10% от месячной выручки. Тестируйте разные способы продвижения и продаж и обязательно анализируйте результаты кампаний. Когда выявите эффективные каналы, перераспределите расходы на рекламу и больше вкладывайте в них.
Иногда начинающие предприниматели радуются первой крупной сделке и забывают проверить контрагента. В результате есть риск потерять деньги, получить штрафы от налоговой и увязнуть в проверках.
Как избежать. Прежде чем подписывать договор, проверяйте контрагента. Узнать, насколько надёжен будущий партнёр, можно за пару минут. Например, в сервисе «Светофор» от УБРиР введите ИНН контрагента и посмотрите на индикаторы. Зелёный — всё в порядке, жёлтый — есть тревожные признаки, красный — с компанией точно не стоит работать.
Часто индивидуальные предприниматели выбирают самую простую, на их взгляд, систему налогообложения — «упрощёнку». В результате такой ошибки ИП рискуют. В некоторых случаях бизнесмены переплачивают сотни тысяч на налоги и взносы. А если не рассчитать доходы и превысить лимит, компанию переведут на общую систему налогообложения.
Как избежать. Систему налогообложения выбирают на этапе регистрации компании. Заранее изучите возможные варианты, например, на сайте ФНС. Здесь можно выбрать категорию налогоплательщика, указать особенности, планируемый размер годового дохода и количество наёмных сотрудников. Сравните разные налоговые режимы и, если сомневаетесь, проконсультируйтесь со специалистом. Не забывайте, что систему налогообложения можно сменить, — информация о правилах перехода также есть на сайте ФНС. О других способах законно снизить налоги рассказали в статье «Налоговая оптимизация: виды, методы и риски».
Предприниматели-новички часто придерживаются двух противоположных точек зрения: нужно тратить почти всю прибыль или не тратить ничего. Оба варианта могут оказаться неэффективными.
Как избежать. Найдите золотую середину и определите приоритеты на конкретном этапе. Как правило, на старте предприниматели реинвестируют прибыль компании: вкладывают в рекламу, новые партии товара, открытие торговых точек. Если экономить на всём, это приведёт к тому, что компания вообще не будет развиваться. Но тратить деньги тоже надо с умом. Например, если у вас кофейня на входе в парк и в выходные очередь за напитками, подумайте о второй кофемашине. А вот покупать дорогой агрегат для офиса, возможно, не стоит.
Часто на старте предприниматели экономят и много задач решают самостоятельно. Они совершают ошибки, потому что так все силы уходят на рутину, а времени на стратегические задачи не остаётся. В результате компания не развивается, а предприниматель устал и хочет всё бросить.
Как избежать. Определите круг задач, которые можете делегировать. Для начала выберите простые дела или те, которые не любите выполнять. Например, найдите дизайнера-фрилансера, чтобы он готовил изображения для постов в соцсетях. Или наймите личного помощника, который будет отвечать на звонки, разбирать документы и планировать расписание, пока вы ведёте переговоры с инвесторами или поставщиками.
Делегирование помогает предпринимателю заниматься стратегическими задачами, а не рутинной работой
Если предприниматель всё делает сам, есть риск опоздать с уплатой налогов и взносов. В результате придётся платить пени, а иногда может грозить штраф.
Как избежать. Делегировать специалисту все бухгалтерские и налоговые вопросы или использовать сервисы онлайн-бухгалтерии. Например, клиенты УБРиР могут подключить сервисы СБИС. С их помощью удобно отправлять бухгалтерскую и налоговую отчётность, вести электронный документооборот, автоматизировать кадровые вопросы. В результате вы сэкономите своё время и будете уверены, что уплатили все налоги и взносы.
Бывает, что предприниматели без опыта в бизнесе действуют по классической схеме: ищут деньги и офис, разрабатывают сайт, подбирают поставщиков, открывают продажи. В результате на запуск продукта уходит несколько месяцев, а за это время место на рынке занял более быстрый конкурент.
Как избежать. Пересмотрите план действий. Например, изучать рынок, разрабатывать сайт и искать офис можно параллельно. В это же время запускайте первые продажи или тестируйте продукт. Сотрудников можно нанимать уже после старта — так будет понятно, какой персонал действительно нужен, и вы обойдётесь без лишних расходов.
О самом важном, что нужно сделать при открытии компании, рассказали в статье «5 шагов для регистрации своего бизнеса».
Мы собрали типичные ошибки предпринимателей, которые мешают компании развиваться. Чаще всего новички допускают такие промахи:
Если их учесть ещё на старте, а потом стараться не допускать, можно добиться устойчивого развития бизнеса.
Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»