От выбранного города зависят предложения банка.
От выбранного города зависят предложения банка.
Если вы подали документы на регистрацию ИП, через три дня налоговая вынесет своё решение: зарегистрирует вас в качестве индивидуального предпринимателя или сообщит об отказе. Последний вариант не критичен: ситуацию можно исправить.
В статье рассказали, почему могут отказать в регистрации ИП, как этого избежать и исправить ошибки.
Содержание:
Почему налоговая может отказать в регистрации ИП
Что делать, если отказали в регистрации
Пошаговая инструкция: как зарегистрировать ИП без отказа
Есть несколько причин, почему от Федеральной налоговой службы (ФНС) пришёл отказ в регистрации ИП. Все они перечислены в статье 23 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Одно из частых оснований для отказа в регистрации ИП — это неполный комплект документов или их неправильное оформление. Вот какие ситуации могут возникнуть:
1. Сдали не все нужные документы. При подаче заявления на открытие ИП проверьте, что приложили к нему:
2. Не заверили у нотариуса заявление Р21001, если подаёте документы почтой или через представителя.
3. Допустили ошибки или опечатки в заявлении Р21001. Например, написали неверный код ОКВЭД.
4. Указали недостоверные сведения. Например, данные старого паспорта или девичью фамилию.
При загрузке документов обратите внимание, чтобы все файлы корректно открывались на разных устройствах. В ином случае это также может стать причиной отказа в госрегистрации ИП.
На втором месте по частоте случаев — юридические причины отказа регистрации ИП. Заранее проверьте, нет ли у вас ограничений для открытия ИП.
Например, помешать зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя могут:
1. Уже открытое ИП. По закону гражданин может стать индивидуальным предпринимателем только один раз. Посмотреть, есть ли действующее ИП, можно в едином реестре по ИНН.
Чтобы узнать, есть ли у вас действующее ИП, введите ИНН, ОГРН или Ф. И. О., а также выберите регион проживания
2. Старое ИП, которое налоговая закрыла сама, например из-за долгов по налогам и страховым взносам. В таком случае в течение трёх лет нельзя открывать новое ИП.
3. Старое ИП, которое закрыли по решению суда, например за предоставление небезопасных услуг. Новое ИП нельзя открывать в течение одного года.
4. Обанкротившееся ИП, если в деле о банкротстве присутствовали кредиторы, проходили арбитражный суд и торги. Открывать новое нельзя в течение пяти лет.
5. У вас есть статус госслужащего — чиновникам запрещено заниматься предпринимательством.
Иногда заявители допускают ошибки по невнимательности. Вот что может произойти:
1. Сдали документы не в ту налоговую. Важно подавать бумаги в ФНС по месту постоянной регистрации. Если в паспорте не указана информация о регистрации по месту жительства, можно оформить ИП в отделении ФНС по месту пребывания. Найти адрес своей инспекции можно на сайте налоговой.
Чтобы уточнить адрес налоговой, введите ваш адрес и наименование субъекта России, в котором вы зарегистрированы
2. Неподходящий ОКВЭД. С января 2024 года действует новый классификатор, ОКВЭД-2. Если указать код вида деятельности из предыдущего справочника, налоговая откажет в постановке на учёт. Кроме того, для некоторых граждан действуют ограничения по выбору сфер деятельности ИП.
Например, лица с судимостью не могут заниматься предпринимательством в сфере образования, культуры, лечебного дела. Полный список ограничений представлен в перечне, утверждённом Постановлением Правительства РФ №285 от 16.04.2011 г.
3. Оплата госпошлины по неверным реквизитам. Узнать реквизиты своей налоговой можно на сайте ФНС.
Если вы получили от налоговой отказ в регистрации ИП, разберитесь в причинах. Для этого внимательно прочитайте уведомление — в нём должны быть описаны ошибки. Затем действуйте исходя из них:
Могут ли отказать в регистрации ИП, если с документами и с юридической стороны всё в порядке? Да, и причина этому — человеческий фактор. В этом случае вы можете оспорить решение и подать жалобу в ФНС в течение трёх месяцев. Заявку оформляют в письменной форме. Подать её можно лично, по почте или на сайте ФНС через форму обращений. В последнем случае потребуется электронная подпись. Что это и как ИП её получить, рассказали в другой нашей статье «Электронная подпись для ИП».
В заявке укажите:
Жалобу в налоговой рассматривают в течение 15 рабочих дней с момента получения. Этот срок могут продлить ещё на 10 рабочих дней — об этом придёт уведомление. Решение об отказе могут отменить, а документы рассмотреть повторно в течение пяти рабочих дней.
Чтобы не пришлось дважды подавать документы в налоговую и переплачивать за госпошлину, заранее изучите все нюансы. Вот что стоит сделать:
1. Проверьте, нет ли у вас ограничений на открытие ИП. Для этого вспомните, не открывали ли вы ИП, которые потом были закрыты по решению суда или из-за банкротства, а также нет ли у вас судимости.
2. Соберите необходимые документы и заверьте их у нотариуса, если нужно.
3. Выберите ОКВЭД в классификаторе, утверждённом Росстандартом.
4. Заполните заявление на сайте ФНС по форме Р21001.
5. Подайте документы в налоговую одним из способов:
6. Через три рабочих дня получите лист записи в ЕГРИП.
Чтобы упростить процесс, воспользуйтесь бесплатным сервисом регистрации ИП от УБРиР. Достаточно заполнить все поля формы — около каждого есть подсказка, поэтому шанс ошибки минимальный. По вашим данным сервис создаст готовый пакет документов для регистрации ИП. Скачайте его и предоставьте в налоговую удобным способом: лично в ФНС, через МФЦ или онлайн.
Как только налоговая зарегистрирует ИП, банк УБРиР откроет вам расчётный счёт для старта работы, в подарок — бизнес-карта с кешбэком до 100%. Подробнее о том, что делать дальше, рассказали в статье «Что делать после регистрации ИП».
Мы ответили на вопросы, которые чаще всего возникают при отказе в регистрации ИП.
Изучить уведомление, которое придёт из налоговой. В нём укажут, почему пришёл отказ в регистрации ИП.
Нет. Госпошлину оплачивают за рассмотрение заявки и работу с документами. Если в бумагах была ошибка и служащие уже обнаружили её, вернуть деньги не получится. При этом вы можете вернуть деньги, если заплатили госпошлину, но ещё не отправили документы.
Неограниченное количество раз.
У вас есть три месяца, чтобы обжаловать решение налоговой. Подайте жалобу через форму обращений на сайте ФНС.
Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»
Подпишитесь на социальные сети «УБРиР для бизнеса»: ВКонтакте и Telegram