Что делать после регистрации ИП

Что делать после регистрации ИП

Правильная организация бизнеса на начальном этапе поможет избежать простоев, штрафов и лишних расходов. Рассказываем, что обязательно нужно сделать после регистрации ИП, а какие шаги можно пропустить.

Как получить документы ИП после регистрации

Как выбрать систему налогообложения

Придется ли регистрироваться в ПФР, ФСС и ФОМС

Нужна ли печать

Зачем нужен расчетный счет

Когда покупать кассу

Как нанять сотрудников

Подводим итоги

Как получить документы ИП после регистрации

Специалисты ИФНС рассматривают пакет документов до 3 рабочих дней. При этом нужно учитывать срок доставки бумаг до налоговой: если подавали через МФЦ или отправляли обычной почтой, ждать придется дольше.

Документ о регистрации ИП придет на электронную почту. Дополнительно индивидуальный предприниматель может получить бумажную версию. За ней нужно идти туда, куда подавали документы — в ИФНС или МФЦ.

С 2017 года Свидетельство о регистрации ИП с гербовой печатью заменено на выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Этот документ имеет ту же юридическую силу.

Как выбрать систему налогообложения

Предпринимателям доступно 5 налоговых режимов. Рассказываем о каждом из них подробнее.

ОСНО

Выбор общей системы налогообложения выгоден тем, кто планирует продавать импортные товары — ОСНО позволяет получать вычеты по НДС. Также система подходит предпринимателям, работающим с большим количеством контрагентов на общем режиме. Партнеры на ОСНО могут отказаться сотрудничества с ИП на УСН из-за того, что без вычетов им невыгодно работать.

На ОСНО большая налоговая нагрузка — нужно будет платить НДС, НДФЛ и налог на имущество. Еще ИП на общем режиме сложнее вести бухгалтерский и налоговый учет.

Предприниматель получает общую систему «по умолчанию». Если нет необходимости ее изменить, никаких документов подавать не потребуется.

УСН

Упрощенный режим универсальнее и часто выгоднее — платить придется только 6% от дохода или 15% от дохода за вычетом расходов. На «упрощенке» могут работать предприниматели со штатом сотрудников до 100 человек и доходом до 199,35 млн рублей в год.

УСН подходит для большинства видов деятельности, но есть исключения: производство алкогольной и табачной продукции, ювелирных изделий.

Подать заявление на упрощенку после регистрации ИП лучше в течение месяца, тогда переход состоится сразу. Если подадите позже, платить налоги по УСН можно будет только с начала следующего года.

ПСН

Налоговая ставка для патентной системы равна 6% от предполагаемого годового дохода. Каждый регион устанавливает этот показатель самостоятельно. Патент оплачивается авансом.

ИП на ПСН не может продавать лекарственные препараты, изделия из меха, автомобили и топливо. Есть и другие ограничения: доход предпринимателя не может быть более 60 млн рублей в год, а количество сотрудников — больше 15 человек.

Отправить в ИФНС заявление о переходе на патент можно в любой момент. Платить налоги по-новому можно будет через 10 рабочих дней.

ЕСХН

Такая система подходит только для производителей сельскохозяйственной продукции и предпринимателей, занятых в лесном хозяйстве. Ставка налога зависит от региона, максимально — 6% от дохода за вычетом расходов. Например, в Свердловской области ИП на ЕСХН платят 5%, в Кемеровской — 4%, а в Московской — не платят вообще.

Перейти на эту систему можно в течение 30 дней после регистрации ИП или позже, но до конца года придется платить налоги по ОСНО.

НПД

Предприниматель может платить налог на профессиональный доход 4–6% и не подавать отчетность, если:

  • годовой доход не превышает 2,4 млн рублей;
  • нет наемных сотрудников (партнеров по ГПХ нанимать допустимо);
  • деятельность не связана с продажей акцизных, маркируемых и закупленных товаров (продавать можно только изделия собственного производства), оказанием агентских услуг.

Чтобы перейти на НПД, нужно зарегистрироваться в приложении для самозанятых и уведомить об этом налоговую. Подать уведомление можно через личный кабинет ИП, Госуслуги или в филиале ИФНС.

Иногда самозанятые физлица меняют статус, чтобы не терять клиентов, которые хотят платить на расчетный счет или работать только с ИП. В этом случае можно остаться на НПД после регистрации ИП. Никаких дополнительных заявлений подавать не придется. При регистрации ИП ИФНС увидит, что предприниматель уже платит НПД и сохранит этот налоговый режим.

Придется ли регистрироваться в ПФР, ФСС и ФОМС

ИП платит взносы за себя и персонал в два фонда:

  • социальный (СФР, объединяет ранее существовавшие Пенсионный фонд и Фонд социального страхования);
  • обязательного медицинского страхования (ФОМС).

В обязанности ИП после регистрации не входит отправка заявлений в ФОМС и СФР. Налоговая служба автоматически передаст туда данные. Останется только своевременно платить взносы.

Самостоятельно встать на учет в СФР требуется только в одном случае — если ИП заключает с физлицом договор ГПХ, предусматривающий оплату страховых взносов за травматизм. Передать заявление о регистрации в Социальный фонд России можно в региональном отделении СФР или через Госуслуги.

Нужна ли печать

Заказывать печать после регистрации ИП необязательно. Ни в одном документе не установлена обязанность предпринимателя иметь печать, а значит, за ее отсутствие не предусмотрено никаких санкций.

Печать может пригодиться:

  • Для открытия расчетного счета. Такое требование есть в малом количестве банков, большинству достаточно подписи на заявлении, а многие давно перешли на онлайн-взаимодействие и могут открыть счет дистанционно.
  • Для подачи заявки на тендер. Правда, в законах о госзакупках печать упоминается с оговоркой «при наличии», поэтому без нее можно обойтись.
  • Для работы с крупным бизнесом. Некоторые корпорации требуют подрядчиков обязательно заверять документы. При использовании электронного документооборота проблем даже с крупными клиентами не возникнет.

При отсутствии печати трудовые книжки, заявления, приказы, чеки и другие документы заверяют подписью.

Если все-таки решили заказать печать, лучше придерживаться общепринятых требований к ней: сделать оттиск круглым, разместить на нем ФИО, адрес, ИНН и ОГРНИП.

Регистрировать печать в ФНС не нужно.

Зачем нужен расчетный счет

В обязанности ИП после регистрации не входит открытие расчетного счета (РС). Его можно завести позже или не открывать совсем. При этом у предпринимателя, работающего без расчетно-кассового обслуживания (РКО), есть много ограничений:

  • Нельзя оплачивать, продавать товар или услугу дороже 100 000 рублей. Это условие распространяется на все договоры, в том числе с партнерами и контрагентами. Например, без РС не получится арендовать помещение за 101 тысячу рублей — эта сумма не уложится в ограничение.
  • Нельзя рассчитываться и принимать платежи по безналу. Предприниматель не может использовать личный банковский счет или карту физлица для оплаты товаров и услуг контрагентов, получения денег от покупателей. ИП без расчетного счета придется платить поставщикам через их кассу и брать плату с клиентов наличными.
  • Невозможно участвовать в госзакупках, тендерах, грантах. Движение бюджетных средств находится под строгим контролем ответственных органов, которые запрещают передачу наличных.
  • Не получится вернуть переплату по налогам. ИФНС может выполнить возврат только на расчетный счет или перевести излишки в счет уплаты налогов следующего периода.
  • Не дадут кредит. Кредитные средства зачисляются предпринимателям только на расчетный счет.

У предпринимателей с открытым расчетным счетом таких проблем не возникает.

Открыть расчетный счет
Выгодные тарифы для любого бизнеса без скрытых условий и навязанных услуг
Подробнее

К минусам РКО можно отнести только расходы на его обслуживание. Но они окупаются за счет выгодного сотрудничества с крупными компаниями, договоров на крупные суммы и возможностей для развития.

Когда покупать кассу

Главное, что нужно сделать после регистрации ИП, — узнать, нужна ли бизнесу касса. Если да — как можно скорее заключить договор с оператором фискальных данных и зарегистрировать кассу в ФНС.

Раньше предприниматель сам решал, нужна ему ККТ или нет. С 1 июля 2021 года онлайн-касса должна быть у всех ИП. Исключения:

  • предприниматели на патенте, оказывающие парикмахерские, косметологические, образовательные услуги;
  • ИП, которые торгуют «с рук» непродовольственными товарами;
  • предприниматели, работающие в труднодоступных районах, перечень которых устанавливают власти региона;
  • ИП на НПД.

Полный список лиц, которые могут работать без ККТ, есть в Федеральном законе №54-ФЗ.

Предпринимателю, работающему без кассы ИФНС, могут выписать предупреждение или штраф не меньше 10 000 рублей. При повторном нарушении ИП грозит приостановка деятельности на срок до 3 месяцев.

Как нанять сотрудников

Нанимать персонал можно сразу после регистрации ИП. Для найма сотрудника необходимо:

  1. Составить трудовой договор.
  2. Оформить приказ.
  3. Заполнить трудовую книжку и личную карточку.

Анкетные данные сотрудника нужно передать в СФР в течение 3 рабочих дней после заключения трудового договора.

Подводим итоги

Где получить свидетельство ИП после регистрации?

Свидетельство о регистрации ИП больше не выдают, вместо него на электронную почту присылают выписку из ЕГРИП.

ИП открыто: что делать дальше?

Если есть необходимость, изменить систему налогообложения с общей на упрощенную, патентную, ЕСХН или НПД. Затем открыть счет в банке, купить или арендовать кассу и зарегистрировать ее в ФНС. Заказывать печать необязательно.

В какие фонды нужно передавать данные?

Сведения о себе никуда сообщать не придется, ИФНС сделает это без участия предпринимателя. Впоследствии потребуется только передавать данные трудоустроенных сотрудников в Социальный фонд России.


Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»

Офисы
и банкоматы
Назад
No Handler :(