Как и зачем регистрировать ИП в ФСС

Как и зачем регистрировать ИП в ФСС

Когда у ИП появляются наёмные работники, владелец должен платить за них взносы в пенсионный фонд, налоговую и ФСС. ФСС, или Фонд социального страхования, оплачивает работникам больничные и выплачивает пособия — например, по выходу в декрет. ИП без сотрудников также может отчислять взносы, чтобы при болезни получить выплату. 

С 2023 года пенсионный фонд и ФСС объединились в один — Социальный фонд России. Чтобы соблюсти законодательство и начать отчислять взносы за сотрудников, достаточно зарегистрироваться в СФР. Остальные фонды получат данные от налоговой автоматически. В статье рассказываем, как встать на учёт в этот фонд, сколько это стоит и сколько времени занимает.

Содержание:

Как зарегистрировать ИП в ФСС

Стоимость постановки на учёт в ФСС

Сроки регистрации в ФСС

Регистрация ИП в ФСС без работников

Регистрация ИП в ФСС как работодателя

Краткие выводы

Как зарегистрировать ИП в ФСС

Встать на учёт в Фонд социального страхования можно разными способами:

  1. В территориальном отделении фонда. Индивидуальный предприниматель может обратиться в офис по месту прописки. Документы подают лично или через доверенное лицо. В последнем случае нужна нотариальная доверенность.
  2. Через МФЦ. Достаточно записаться на приём и принести в офис МФЦ нужные документы. Но есть нюанс: пока не все центры предоставляют услуги по регистрации ИП. Этот момент нужно уточнять в конкретном отделении.
  3. Через Госуслуги. Если у предпринимателя есть подтверждённая учётная запись на Госуслугах, зарегистрироваться в фонде можно не выходя из дома. Дополнительно понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись.
  4. По почте. Отправить документы в фонд социального страхования можно почтой, лучше ценным письмом. Срок приёма бумаг увеличится на то время, пока посылка будет в пути. Способ подойдёт, если предприниматель живёт далеко от места прописки и не может обратиться в свой отдел фонда.

В зависимости от того, регистрируется ИП как работодатель или без сотрудников, нужно будет предоставить разный пакет документов. Все бумаги предприниматель может подать самостоятельно или через доверенное лицо. В последнем случае потребуется доверенность, заверенная у нотариуса.

Стоимость постановки на учёт в ФСС

Встать на учёт в Фонд социального страхования можно бесплатно. Оплачивать госпошлину не нужно.

После постановки на учёт нужно начать отчислять взносы. Их сумма не фиксированная. Она зависит от размера выплат работникам — зарплат и бонусов, а также от вида деятельности ИП.

Сроки регистрации в ФСС

Чтобы встать на учёт в Фонд социального страхования, у предпринимателя есть 30 дней. Срок считается с момента, как у ИП появился первый официальный сотрудник. При появлении новых работников нужно оповещать фонд в течение 30 дней.

Если просрочить подачу заявления, начислят штраф. Его размер зависит от того, насколько предприниматель затянул с регистрацией в ФСС. При просрочке от 30 до 90 дней штраф составит 5 000 рублей, при просрочке от трёх месяцев — 10 000 рублей.

Насколько быстро фонд поставит ИП на учёт, зависит от способа подачи документов. Быстрее всего получится встать на учёт в ФСС через Госуслуги — это займёт от 25 минут до одного дня. Через отделение ФСС регистрация занимает три дня, а через МФЦ — пять дней. При отправке документов по почте сроки зависят от того, как быстро документы поступят в фонд.

Самый быстрый способ встать на учёт — подать заявление через Госуслуги

Регистрация ИП в ФСС без работников

Если ИП работает без сотрудников, владелец может встать на учёт в ФСС добровольно. По сути, индивидуальный предприниматель страхует себя как физическое лицо от непредвиденных случаев. Например, владелец ИП сможет получать пособие по временной нетрудоспособности или по уходу за ребёнком. При этом предприниматель должен будет регулярно отчислять взносы.

Чтобы владельцу ИП без сотрудников зарегистрироваться в ФСС, понадобятся паспорт и заполненное заявление, которое утверждено Приказом ФСС №216. В заявлении нужно указать Ф. И. О., адрес проживания, телефон, почту, паспортные данные, вид деятельности ИП, адрес осуществления деятельности, код по ОКДП, ИНН и другие данные.

Регистрация ИП в ФСС как работодателя

Если ИП выступает как работодатель, регистрироваться в ФСС нужно обязательно. Сотрудники могут быть оформлены как по трудовому договору, так и по договору ГПХ, где прописано, что работодатель обязан отчислять взносы. Если оформлен трудовой договор, из документов понадобятся:

  • паспорт предпринимателя и копии страниц;
  • заявление о регистрации ИП в ФСС, которое утверждено Приказом №215;
  • копии трудовых книжек и трудовых договоров работников.

Если оформлен договор ГПХ, нужно заполнить другое заявление, которое утверждено Приказом №214. Понадобятся паспорт, копии договоров ГПХ и справка из банка об открытии банковского счёта.

Как только фонд поставит ИП как работодателя на учёт, его владелец получит регистрационный номер и уведомление о сумме выплат. Размер взносов будет зависеть от вида деятельности индивидуального предпринимателя и зарплат сотрудников. Когда ИП пройдёт регистрацию, он будет обязан отчислять взносы.

Открыть расчётный счёт для ИП можно в УБРиР. Доступны тарифы без ежемесячной платы и пакеты РКО, в которые уже включено всё, что нужно бизнесу. Открыть счёт получится за один день.

Краткие выводы

  • Индивидуальный предприниматель обязан отчислять взносы за сотрудников в пенсионный фонд, налоговую и фонд социального страхования.
  • Регистрироваться нужно только в ФСС, в остальные службы данные поступят автоматически.
  • Если ИП — работодатель, регистрация обязательна.
  • Индивидуальные предприниматели без сотрудников могут зарегистрироваться в Фонде социального страхования по своему желанию и в случае болезни или временной нетрудоспособности получать выплаты и пособия.
  • Регистрация ИП в ФСС бесплатная, госпошлину платить не нужно.
  • Подать документы можно в территориальном отделении фонда, МФЦ, на портале «Госуслуги» и почтой.
  • Срок регистрации ИП зависит от способа подачи документов и составляет от 25 минут до нескольких дней.
  • Размер выплат будет зависеть от формы деятельности и размера зарплат сотрудников.

 

Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»

Подпишитесь на социальные сети «УБРиР для бизнеса»: Telegram и ВКонтакте

Откройте расчётный счёт в УБРиР
Всё, что нужно вашему бизнесу — уже в пакете РКО
Узнать подробности
Читайте по теме
Офисы
и банкоматы
Назад
No Handler :(