От выбранного города зависят предложения банка.
От выбранного города зависят предложения банка.
Большинство компаний переживает периоды, когда прибыль падает. Это может быть связано c падением спроса на товар или услугу, сезонностью продукции или экономическим кризисом. Пережить сложное для бизнеса время и не обанкротиться поможет резервный фонд.
В статье рассказали, как рассчитать необходимую сумму и где хранить средства фонда.
Содержание:
Что такое резервный фонд и почему он необходим организациям
Резервный фон: обязанность или инициатива
Как определить необходимый размер резерва
Как сформировать резервный фонд
Как использовать резервный фонд
Резервный фонд предприятия (РФ) — это один из способов обезопасить бизнес от возможного банкротства в кризисный период, если прибыли оказывается недостаточно и компания терпит убытки.
Для чего нужны финансовые резервы:
Резервный фонд обязаны создавать только АО, остальные компании и предприниматели могут поступать на своё усмотрение.
Обычно резервный фонд организации формируется из взносов учредителей и нераспределённой прибыли. Способы его создания и размер зависят от того, какая организационно-правовая форма выбрана при регистрации организации.
Согласно статье 35 ФЗ №208 все АО обязаны иметь резервный фонд. Его минимальный объём должен составлять 5% от размера уставного капитала. Однако учредители вправе увеличить резервный фонд. В этом случае необходимо зафиксировать это в уставе компании.
Резервный фонд АО предназначен для покрытия убытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций общества, если у него нет для этого других средств. Для других целей РФ использован быть не может.
Обязанность создания резервного фонда для АО закреплена законом
Для ООО обязанности создания резервного фонда нет — общество вправе самостоятельно решать, нужно ли ему резервировать средства. Об этом говорится в статье 30 ФЗ №14. При этом размер и целевой характер такого фонда для ООО не регламентированы законодательством, всё это прописывается в уставе. После закрепления в уставе требование становится обязательным к выполнению.
Порядок создания резервного фонда для ООО закрепляется в уставе общества
ИП также может создать резервный фонд. В законе такого требования нет, однако финансовая подушка позволит предпринимателю обезопасить себя от банкротства, например в случае незапланированных расходов.
Размер резервного фонда компании зависит от её специфики, целей и затрат. Для одного бизнеса будет достаточно РФ на три месяца, другому необходим фонд на полгода деятельности.
Размер РФ можно увеличить — например, если бизнес запустил новое направление и оно пока не приносит прибыли. Если больших затрат не ожидается — лучше исходить из ежемесячных трат компании.
Пример расчёта размера РФ:
Размер резервного фонда на один месяц составит сумма отчислений на эти расходы.
Например, компания подсчитала все расходы и определила, что её затраты в месяц составляют 3 млн рублей.
РФ: 3 млн рублей × 4 месяца = 12 млн рублей
Это сумма, которая будет составлять резервный фонд компании.
Чтобы сформировать резервный фонд, компании необходимо определить, какой процент прибыли или сумму она будет откладывать, а затем регулярно пополнять фонд.
Для АО размер ежегодных отчислений должен составлять минимум 5% от чистой прибыли до достижения резервным фондом необходимого размера — 5% от объёма уставного капитала. При этом любой член АО имеет право на доступ к информации о стоимости чистых активов.
Для ООО и ИП процент может быть любым по решению учредителей общества, закреплённому в уставе, или по желанию предпринимателя.
Можно выбрать любой из способов пополнения фонда:
Для формирования финансовых резервов компании необходимо:
Важно, чтобы средства резервного фонда были неприкосновенны и компания не тратила их на текущие нужды.
Некоторые эксперты считают, что финансовые резервы предприятия нельзя тратить, даже если у компании нулевая прибыль. По их мнению, единственный повод — это наступление убытков.
Например, владелец пекарни стал терпеть убытки из-за того, что на соседней улице открылось кафе и большая часть посетителей перешла туда. На то, чтобы придумать решение, которое изменит ситуацию, нужно время. Чтобы не обанкротиться и не брать кредиты, предприниматель может использовать резервный фонд для оплаты повседневных расходов.
По мнению экспертов, ни в коем случае нельзя тратить резервный фонд на следующие цели:
Некоторые предприниматели считают, что любые деньги должны работать. Однако основная задача средств фонда — обеспечивать финансовую стабильность в непредвиденных ситуациях, поэтому они должны быть легкодоступными.
Один из вариантов для хранения резервного фонда — депозит в банке с возможностью снятия и пополнения. Для этого нужно выбрать надёжную кредитную организацию. Например, депозит можно открыть в УБРиР. Для этого достаточно выбрать подходящий тариф и оформить заявку на сайте. Вы сможете получать проценты по ставке в зависимости от условий тарифа, а также снимать и пополнять счёт.
Кроме того, УБРиР — участник системы страхования вкладов, под защиту которой подпадают средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере до 1,4 млн рублей.
Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»
Подпишитесь на социальные сети «УБРиР для бизнеса»: ВКонтакте и Telegram