Как создать финансовый резерв компании на чёрный день

Как создать финансовый резерв компании на чёрный день

Большинство компаний переживает периоды, когда прибыль падает. Это может быть связано c падением спроса на товар или услугу, сезонностью продукции или экономическим кризисом. Пережить сложное для бизнеса время и не обанкротиться поможет резервный фонд.

В статье рассказали, как рассчитать необходимую сумму и где хранить средства фонда.

Содержание:

Что такое резервный фонд и почему он необходим организациям

Резервный фон: обязанность или инициатива

Как определить необходимый размер резерва

Как сформировать резервный фонд

Как использовать резервный фонд

Где хранить резервный фонд

Что такое резервный фонд и почему он необходим организациям

Резервный фонд предприятия (РФ) — это один из способов обезопасить бизнес от возможного банкротства в кризисный период, если прибыли оказывается недостаточно и компания терпит убытки.

Для чего нужны финансовые резервы:

  • Защититься от непредвиденных расходов — незапланированные затраты или изменения рыночной ситуации вплоть до экономического кризиса. Например, зарубежные отели, с которыми работало туристическое агентство, подняли цены на свои услуги в 1,5 раза. Расходы компании выросли, а прибыль осталась на прежнем уровне. Если у компании есть резервный фонд, ей не придётся брать кредит — она сможет использовать деньги фонда, чтобы избежать банкротства.
  • Повысить финансовую стабильность. У любой компании бывают сложные времена, когда продажи не приносят ожидаемого дохода. При этом всё равно нужно платить зарплату сотрудникам, закупать товары и оплачивать аренду. Резервный фонд поможет избежать лишних кредитов и снизить риск банкротства.
  • Увеличить инвестиционную привлекательность. Например, компании срочно понадобились деньги на закупку дорогостоящего оборудования. Получить финансирование будет проще, если банк будет знать, что у компании есть резервный фонд, из которого она сможет выплачивать долг.
  • Инвесторы тоже будут охотнее вкладывать деньги в компанию, у которой есть резервный фонд. Для них это будет показателем стабильности бизнеса и его ответственного отношения к партнёрам.

Резервный фонд: обязанность или инициатива

Резервный фонд обязаны создавать только АО, остальные компании и предприниматели могут поступать на своё усмотрение.

Обычно резервный фонд организации формируется из взносов учредителей и нераспределённой прибыли. Способы его создания и размер зависят от того, какая организационно-правовая форма выбрана при регистрации организации.

АО

Согласно статье 35 ФЗ №208 все АО обязаны иметь резервный фонд. Его минимальный объём должен составлять 5% от размера уставного капитала. Однако учредители вправе увеличить резервный фонд. В этом случае необходимо зафиксировать это в уставе компании.

Резервный фонд АО предназначен для покрытия убытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций общества, если у него нет для этого других средств. Для других целей РФ использован быть не может.

Обязанность создания резервного фонда для АО закреплена законом

ООО

Для ООО обязанности создания резервного фонда нет — общество вправе самостоятельно решать, нужно ли ему резервировать средства. Об этом говорится в статье 30 ФЗ №14. При этом размер и целевой характер такого фонда для ООО не регламентированы законодательством, всё это прописывается в уставе. После закрепления в уставе требование становится обязательным к выполнению.

Порядок создания резервного фонда для ООО закрепляется в уставе общества

ИП

ИП также может создать резервный фонд. В законе такого требования нет, однако финансовая подушка позволит предпринимателю обезопасить себя от банкротства, например в случае незапланированных расходов.

Как определить необходимый размер резерва

Размер резервного фонда компании зависит от её специфики, целей и затрат. Для одного бизнеса будет достаточно РФ на три месяца, другому необходим фонд на полгода деятельности.

Размер РФ можно увеличить — например, если бизнес запустил новое направление и оно пока не приносит прибыли. Если больших затрат не ожидается — лучше исходить из ежемесячных трат компании.

Пример расчёта размера РФ:

  1. Подсчитайте ежемесячные платежи. Например, учтите, сколько средств понадобится на зарплату, аренду помещения, закупку товаров или материалов, уплату налогов. Стоит также заложить средства на непредвиденные расходы.
  2. Размер резервного фонда на один месяц составит сумма отчислений на эти расходы.

    Например, компания подсчитала все расходы и определила, что её затраты в месяц составляют 3 млн рублей.

  3. Определите, на какой срок вы хотите создать фонд. Оптимально, если РФ бизнесу хватит на оплату всех регулярных расходов на 3–4 месяца.
  4. Рассчитайте нужные на этот период средства. Полученную сумму ежемесячных расходов нужно умножить на продолжительность периода, на который предприятие предполагает себя подстраховать.
  5. РФ: 3 млн рублей × 4 месяца = 12 млн рублей

    Это сумма, которая будет составлять резервный фонд компании.

Как сформировать резервный фонд

Чтобы сформировать резервный фонд, компании необходимо определить, какой процент прибыли или сумму она будет откладывать, а затем регулярно пополнять фонд.

Для АО размер ежегодных отчислений должен составлять минимум 5% от чистой прибыли до достижения резервным фондом необходимого размера — 5% от объёма уставного капитала. При этом любой член АО имеет право на доступ к информации о стоимости чистых активов.

Для ООО и ИП процент может быть любым по решению учредителей общества, закреплённому в уставе, или по желанию предпринимателя.

Можно выбрать любой из способов пополнения фонда:

  • От процента. Например, чистая прибыль компании — 1 млн рублей в месяц. Она хочет откладывать 20% и сформировать резервный фонд 5 млн рублей. Чтобы накопить нужную сумму, компании понадобится 25 месяцев.
  • От срока. Например, чистая прибыль компании — 1 млн рублей в месяц. Она хочет создать резервный фонд в 5 млн рублей за 10 месяцев. Чтобы накопить указанную сумму, компании нужно откладывать 50% прибыли.

Для формирования финансовых резервов компании необходимо:

  • Завести отдельный расчётный счёт — сюда компания будет переводить деньги.
  • Регулярно переводить в РФ процент, который определила для себя компания. Например, это можно делать раз в месяц. Главное, не останавливать отчисления до тех пор, пока не накопится нужная сумма.

Как использовать резервный фонд

Важно, чтобы средства резервного фонда были неприкосновенны и компания не тратила их на текущие нужды.

Некоторые эксперты считают, что финансовые резервы предприятия нельзя тратить, даже если у компании нулевая прибыль. По их мнению, единственный повод — это наступление убытков.

Например, владелец пекарни стал терпеть убытки из-за того, что на соседней улице открылось кафе и большая часть посетителей перешла туда. На то, чтобы придумать решение, которое изменит ситуацию, нужно время. Чтобы не обанкротиться и не брать кредиты, предприниматель может использовать резервный фонд для оплаты повседневных расходов.

По мнению экспертов, ни в коем случае нельзя тратить резервный фонд на следующие цели:

  • Регулярные операционные расходы, если у компании дела идут стабильно, — платежи по зарплатам, коммунальные услуги или налоги должны покрываться из прибыли бизнеса.
  • Инвестиции в развитие — нельзя на средства резервного фонда покупать новое оборудование или расширять бизнес. Для этого должны быть другие источники.
  • Финансирование неактуальных проектов — в кризисные времена от них лучше избавляться, а не поддерживать.

Где хранить резервный фонд

Некоторые предприниматели считают, что любые деньги должны работать. Однако основная задача средств фонда — обеспечивать финансовую стабильность в непредвиденных ситуациях, поэтому они должны быть легкодоступными.

Один из вариантов для хранения резервного фонда — депозит в банке с возможностью снятия и пополнения. Для этого нужно выбрать надёжную кредитную организацию. Например, депозит можно открыть в УБРиР. Для этого достаточно выбрать подходящий тариф и оформить заявку на сайте. Вы сможете получать проценты по ставке в зависимости от условий тарифа, а также снимать и пополнять счёт.

Кроме того, УБРиР — участник системы страхования вкладов, под защиту которой подпадают средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере до 1,4 млн рублей.


Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»

Подпишитесь на социальные сети «УБРиР для бизнеса»: ВКонтакте и Telegram

Откройте депозит для бизнеса
Управляйте счетами онлайн
Перейти
Читайте по теме:
Офисы
и банкоматы
Назад
No Handler :(