От выбранного города зависят предложения банка.
От выбранного города зависят предложения банка.
Чтобы бизнес был устойчивым и развивался, владелец должен принимать управленческие решения не интуитивно, а на основе данных. Чем полнее сведения, тем вернее распоряжения руководителя. Информация может касаться разных сторон жизни компании: доходов и расходов, обязательств и источников финансирования, активов — денег, ценных бумаг, имущества.
Часть данных есть в документах бухгалтерского и налогового учёта, но этих источников недостаточно, чтобы систематизировать все финансовые потоки. Тогда на помощь приходит управленческий учёт. Расскажем, из каких элементов он состоит и как организовать систему, с которой будет удобно работать собственнику и сотрудникам.
Содержание:
Документы, необходимые для организации управленческого учёта
Управленческий учёт — это система данных, в которой отражаются всё движение финансов в компании. Одни расширяют систему и включают в неё другие сведения — например, критерии отстройки от конкурентов или стратегические цели и ключевые задачи бизнеса.
Управленческий учёт в его классическом понимании включает три раздела.
Движение денежных средств (ДДС) — данные о входящих, исходящих платежах и их разнице. Платежи могут касаться не только основной деятельности компании, но и её работы с инвестициями и финансами.
Например, организация делает мебель на заказ. Расходы и доходы, которые связаны с производством, продажей и установкой, будут считаться основными для этой компании. Но параллельно она может вкладывать часть свободных средств в инвестиции и получать с них купоны и дивиденды. А ещё — открывать накопительные банковские счета или брать кредиты. Задача отчёта ДДС — отразить все эти денежные потоки.
Прибыли и убытки — данные о том, сколько денег осталось в компании после того, когда все её сделки были завершены.
Например, организация занимается поставками оборудования в государственные корпорации. Оплата за поставленный товар происходит с отсрочкой. Поэтому с точки зрения движения денежных средств расходы компании в моменте будут превышать доходы: она тратит ресурсы на закупку товара.Однако бизнес может считаться прибыльным: после завершения сделок деньги поступят на счета организации.
Управленческий баланс — данные об имуществе компании и размерах её обязательств. По сути, это информация о том, сколько стоит бизнес и кому он реально принадлежит.
Пример. Организация берёт несколько небольших кредитов на развитие. Если собственник не следит за управленческим балансом, может наступить момент, когда суммарный объём кредитов значительно превысит собственный капитал компании. Тогда в случае сбоя в работе даже продажа всего имущества не позволит владельцу ответить по обязательствам.
В том или ином виде управленческий учёт ведут все компании, даже если там работает только один человек — сам владелец. Некоторые собственники сводят данные вручную в блокнотах или простых таблицах. Но когда бизнес растёт, информации становится много, она распределена по разным отделам организации. Систематизировать данные вручную уже не получается. Владелец приходит к необходимости создать чёткую систему, куда сотрудники вносят информацию о финансах и результатах работы компании.
Управленческий учёт бывает текущим и долговременным. Первый нужен для контроля за событиями в пределах от месяца до года. Второй помогает построить план бизнеса на несколько лет вперёд.
Например, в первые годы работы компания может быть убыточной: собственники активно вкладывают ресурсы в рост, чтобы занять ключевые позиции на рынке. Управленческий учёт позволит сделать такой убыток подконтрольным: владелец сможет спланировать календарь сделок, движение денежных средств, налоговые платежи.
В зависимости от цели управленческий учёт тоже бывает разных видов:
Бухгалтерский и налоговый учёты подчиняются строгим правилам контролирующих органов, а вот форма управленческого учёта не регламентируется. Собственник может организовать такую систему, с которой удобно работать ему и сотрудникам компании. В первую очередь она должна помогать в решении задач планирования.
Компании сами решают, какие данные и с какой периодичностью включать в систему управленческого учёта. Но есть общие принципы предоставления информации, которые нужно соблюдать.
Полнота и аккуратность. Сведения должны быть точными, их следует приводить по заранее согласованной форме. Важно, чтобы в компании была принята регулярность: сотрудники, ответственные за предоставление информации, должны вносить данные в определённые дни месяца или квартала.
Лаконичность. Данные должны быть полезны для конкретных управленческих решений. Вся косвенная информация, которая не влияет на показатели эффективности, остаётся за рамками документов для управленческого учёта.
Актуальность и оперативность. Информация должна быть достаточно свежей, чтобы решения были корректными, а задачи подразделениям — своевременными. Поэтому важно наладить такую систему управленческого учёта, в которой исполнители могут обновлять сведения быстро и без больших трудозатрат.
В зависимости от размера компании и принятого в ней стиля руководства управленческим учётом могут заниматься разные сотрудники:
Чаще всего для формирования целостной картины используют один из трёх инструментов:
Собрали преимущества и ограничения каждого инструмента в таблицу.
Управленческий учёт обычно основывается на документах двух типов: устанавливающие определяют, по какому принципу формируется система, а отчётные предоставляют сами данные.
Чаще всего компании используют три основных документа, которые помогают организовать сбор информации:
Каждый руководитель сам решает, какие данные ему необходимы для принятия верных решений. Но есть относительно постоянный набор основных документов, которые используют для управленческого учёта в большинстве компаний: баланс, отчёт о финансовом результате, отчёт о движении денежных средств.
Три ключевых отчёта для ведения управленческого учёта
В некоторых случаях требуются дополнительные отчёты для эффективного планирования.
Отчёт о прибыльности сделок. Если у компании несколько направлений деятельности, нужно оценивать эффективность каждого, чтобы точнее формировать цену. Например, организация занимается рекламой в интернете, а параллельно оказывает консультационные услуги и проводит индивидуальное обучение. Отчёт о прибыльности сделок может показать, что консультировать выгодно: так в компанию приходят новые клиенты. А индивидуальное обучение требует больших расходов, которые никак не окупаются: нужно увеличивать цену или закрывать направление.
Отчёт об успешности маркетинговых акций. С помощью документа можно посмотреть, после какой акции или рекламы пришло больше всего новых клиентов. Ещё этот отчёт помогает выявить точки риска. Например, если большую часть прибыли компании генерирует один клиент, с его уходом нарушится экономика всего предприятия.
Наряду с бухгалтерским и налоговым учётом организации полезно вести и управленческий.
Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»
Подпишитесь на социальные сети «УБРиР для бизнеса»: Telegram и ВКонтакте