Найти место в жизни трудно любому подростку, а для детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, начать жить самостоятельно еще сложнее. Чтобы узнать о мире профессий, получить важные представления о взрослой жизни, Уральский банк реконструкции и развития разработал для детей проект «Кто я, или Проверено на себе», где выпускники коррекционной школы и детского дома пробуют себя в различных профессиях, посещая производственные экскурсии. В этот раз первая группа школьников посетила банк, а вторая — фабрику, где шьют пуховики, подушки и теплые пуховые одеяла.
День первый: банк
Что такое деньги? Какими они были сотни и тысячи лет назад? Когда появился первый банк? Как планировать расходы и доходы? В этот день сотрудники Уральского банка реконструкции и развития только и успевали отвечать на вопросы, которыми их засыпала группа старшеклассников из коррекционной школы.
Началось знакомство с банком с чаепития и угощений — нужно было набраться сил перед экскурсией. Ребят встретила Лариса Евгеньевна Кучендаева, директор филиала УБРиР в Новосибирске, и затем рассказала им о своих обязанностях:
— Я директор филиала этого банка. Это примерно как быть директором школы — очень ответственно и важно, — отметила Лариса Евгеньевна.
После знакомства ребятам рассказали об истории денег и, как оказалось, знают они об этом немало.
— Что вы слышали о происхождении денег? — спрашивает Ксения, ведущая экскурсии.
— Деньгами были ракушки, камни, специи, а в Древней Руси даже меха, — перебивая друг друга, рассказывают дети.
— А почему на Руси деньги стали называться рублями? — снова задает вопрос ведущая.
— Рубль — от слова «рубить», — уверенно отвечает ей Лена и получает за правильный ответ приз.
К концу экскурсии уже все ребята обзавелись такими же призами, потому что каждый смог продемонстрировать свои знания перед ведущей.
— Ребята, а вы знаете, что деньги — это не только монеты или купюры? Про какие деньги вы еще слышали? — продолжает спрашивать Ксения.
Желающих ответить на ее вопрос более чем достаточно.
— Карты! Электронные! — кричат ребята, перебивая друг друга.
— А как ими пользоваться? Что с помощью вот такой карты можно оплатить? — спрашивает лектор у слушателей, и те снова засыпают ее ответами:
— Продукты, одежду, заплатить за квартиру… — перечисляют школьники.
Несмотря на плотную программу, дети абсолютно не устали, и даже после занятий они активно включались в новые темы для обсуждения. Наибольший интерес вызвала тема о личном бюджете — все школьники внимательно слушали и даже успевали записывать основные тезисы в блокнот.
— Тоже буду записывать, — улыбнулась учительница Ольга Валерьевна своей коллеге. — Если бы такие знания получали не только дети… Нам бы тоже не помешало. После этого урока буду знать, как можно доступно рассказывать о финансовой грамотности нашим старшеклассникам.
Конечно, теория — это важная часть любого учебного процесса, но еще важнее уметь применять новые знания на практике, в повседневной жизни. Поэтому Ксения с детьми отправляется к банкомату УБРиР, чтобы научиться пользоваться банковской картой. Все в восторге — ведь теперь они умеют снимать деньги в банкомате. Совсем как взрослые!
Комментарий Ларисы Кучендаевой, директора филиала «Новосибирский» Уральского банка реконструкции и развития:
Несколько лет назад программа «Дети верят в чудо» изменилась: банк решил не ограничиваться только материальной помощью детским домам и запустил два проекта по социальной адаптации детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Получив много положительных откликов, мы решили распространить проекты на другие регионы, в том числе и на Новосибирск. Мы организуем встречи с психологами таким образом и выбираем такие программы, чтобы ребята смогли побольше узнать о себе, научились анализировать свои способности и ограничения. А затем мы приглашаем выпускников пройти несколько экскурсий на разные производства, чтобы они могли исследовать окружающий мир профессий. Традиционно первая экскурсия проходит в стенах банка, ведь любая трудовая деятельность тесно связана с понятием заработка и управлением личными финансами.
День второй: фабрика «Исток»
Для второй группы ребят из детского дома было приготовлено путешествие по фабрике «Исток — сибирские пуховые товары».
Дети своими глазами смогли увидеть огромное производство: именно здесь шьют теплые пуховики, мягкие и удобные подушки, пуховые одеяла, спальники и многие другие полезные вещи.
Экскурсия начинается! Исполнительный директор фабрики Михаил Юрьевич Губкин привел ребят в цех, где в огромных машинах сортируется пух. Управляется с этой сложной современной техникой всего пара человек. Ребята зачарованно наблюдают за парящими внутри машины пушинками — очень похоже на снегопад, только в цехе совсем не холодно — скорее наоборот, очень тепло и чисто. Рядом с машинами лежат огромные тюки уже упакованного пуха, который ждет своей очереди и в ближайшем времени станет частью чьих-то пуховиков или подушек.
Вдоволь налюбовавшись «снегопадом» из пуха, путешественники поднялись в цех, где кроятся детали будущих изделий. Одно из них — пончо — тут же примерили на одного из школьников.
— Ну как? Идем дальше? — спрашивает ребят Михаил Юрьевич.
— Конечно, идемте! — и группа путешественников покидает мастерскую.
Комментарий Михаила Юрьевича Губкина, исполнительного директора фабрики ГК «Исток»:
Наше производство было изначально ориентировано на создание качественных пуховых товаров, что называется, широкого потребления. Наша компания создана с нуля и существует уже 25 лет. Зарплату сотрудники все эти годы получают вовремя, без задержки даже на день, работа у людей стабильная. Мы смотрим на то, как новый человек относится к работе и, видя его желание и заинтересованность, помогаем комфортно войти в коллектив, чтобы ему у нас было хорошо работать долгие годы. Чтобы хорошо зарабатывать, необходимо хорошо трудиться. Ведь научиться технологиям производства — дело не самое сложное, гораздо важнее иметь личную ответственность и желание работать и на себя, и на предприятие, — подмечает исполнительный директор «Истока», — для таких сотрудников наши двери открыты.
Экскурсия тем временем продолжается, и у ребят появляются новые вопросы:
— А сколько пуха входит в подушку?
— А сколько она должна весить?
— А сколько подушек вы делаете за день?
Ни один вопрос любопытных экскурсантов не остается без ответа.
Как дети проверили на себе, сколько весит пух и чем заменить монеты и купюры
Дальше — снова к швеям, но здесь уже шьют куртки и пуховики, ставшие популярными не только в Сибири, но и за ее пределами. И наконец, конечная точка маршрута — магазин, где продается все, что делает «Исток».
— Придете к нам работать, когда закончите учебу? — спросил Михаил Юрьевич.
— Да-а-а! — прокричали ребята.
Источник: НГС