В 2012 года Уральский банк реконструкции и развития представил довольно консервативному рынку сбережений достаточно смелый проект — магазин паевых инвестиционных фондов «СуперПИФмаркет», предлагая частным клиентам сформировать индивидуальный портфель инвестиций. Спрос на новый продукт пока невысок. С какими трудностями столкнулся банк при реализации проекта, каковы перспективы «СуперПИФмаркета» рассказал руководитель дирекции финансовых институтов и инвестиционных услуг УБРиР Владимир Зотов.
— Сегодняшний рынок коллективных инвестиций вряд ли можно назвать привлекательным для таких консервативных игроков, как банки. С 2011 года объем средств, инвестированных в фонды, не демонстрирует роста в отличие от тех же вкладов. Открывая супермаркет, чем вы руководствовались?
— Во-первых, для УБРиР продажа ПИФов сопряжена с минимальными рисками, так как, по сути, мы являемся агентами — посредниками между инвесторами и управляющими компаниями. Во-вторых, по нашим прогнозам, у рынка коллективных инвестиций хорошие перспективы. Действительно, за последние 12 лет пик спроса на ПИФы пришелся, пожалуй, на 2006-2007 годы, когда частные инвесторы «распробовали» этот продукт. Например, по итогам 2005 года ПИФы принесли владельцам доход около 90% годовых, в то же время средняя максимальная ставка по вкладам достигала 20% годовых. Согласитесь, разница внушительная. Но долговой кризис 2008-2009 годов болезненно ударил по всем инвесторам, ориентировавшимся исключительно на доходность ценных бумаг. Их разочарование было глубоким. С 2010 года ситуация развернулась, хотя, соглашусь, темпы роста не особенно высокие. Пусть медленного верно эти показатели будут расти. Необходимо помнить, что покупая перед началом роста, шансы инвестора заработать гораздо выше, и здесь важно не упустить момент. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, кризисные ожидания среди населения пошли на убыль, с другой — рынок вкладов последние два года демонстрирует планомерное понижение ставок, и летом ожидается очередная коррекция. И паевые инвестиционные фонды могут стать хорошей альтернативой для тех, кто ориентируется на более высокий доход. На протяжении последних пяти лет всего лишь около 1% населения России инвестирует свои сбережения в ПИФы. Для сравнения, в Германии, достаточно консервативной в плане финансовой деятельности, этот показатель составляет около 14%. В США он и вовсе составляет 80%. Так что есть, куда расти. И для УБРиР важно занять эту нишу именно сейчас. — «СуперПИФмаркет» работает на рынке уже год.
— Ваши ожидания оправдались?
— Они были несколько выше, чем оказалось в реальности.
— С чем вы это связываете?
— Начнем с того, что рынок в течение последних четырех лет демонстрирует как быстрый рост, так и резкие снижения, при этом в целом российские фондовые индексы все еще находятся ниже докризисных уровней. И такая ситуация более комфортна спекулянту, нежели инвестору, ориентированному на долгосрочные накопления. Нужно еще сказать, что присутствует комплекс проблем, как психологических (инвесторы еще не совсем оправились от испуга, который получили в 2008-2009 годах), так и внешних. Для того чтобы инвестиции стали действительно привлекательным инструментом для сбережений, необходимо пересмотреть условия общей системы налогообложения. Сегодня доходы, полученные при продаже инвестором паев, при любом сроке инвестирования облагаются НДФЛ, а проценты по банковскому вкладу — нет. Ситуация довольно спорная, потому что оба эти инструмента в принципе схожи: человек вкладывает деньги с целью сохранить от инфляции и заработать. А получается, что сегодня инвестор фондового рынка приравнен к спекулянту. Есть еще одна серьезная проблема — уровень финансовой грамотности населения. ПИФы — инструмент накопления, который содержит рыночный риск. В течение всего периода владения стоимость пая может постоянно меняться: то снижаться, то возрастать. А любое отклонение от заявленного уровня дохода воспринимается инвестором зачастую крайне нервно. Обычная модель поведения — упала стоимость пая, и человек продает его, опасаясь потерять последнее. Это неверный путь. С самого начала инвестор должен понимать, что ПИФы — это, во-первых, инструмент долгосрочных инвестиций (оптимальный срок вложений — от трех лет), во-вторых, паевые инвестиционные фонды следует воспринимать не как альтернативный источник накопления, а как дополнение к уже привычным способам получения дохода, например, банковскому вкладу. Простой пример: допустим, вас есть 1 млн. рублей. Не стоит его полностью вкладывать в фондовый рынок. Куда логичнее, предположим, 90% от суммы внести на банковский депозит, а на оставшиеся 10% можно приобрести ПИФы. Тем самым, вы формируете портфель, в котором, получив, скажем, 10% годовых по вкладу, через год вы в любом случае будете в прибыли. Сейчас мы готовим к запуску новый продукт УБРиР — «ПИФ+Вклад» Это своеобразный симбиоз двух банковских услуг. Мы предлагаем клиенту внести свои сбережения на депозит под повышенный процент при условии приобретения ПИФов. Структура продукта — 50% суммы нужно вложить в ПИФы, 50% — положить на депозит. Таким образом, мы хотим предложить потенциальным инвесторам практическим путем оценить возможности инвестирования и повысить уровень своей финансовой грамотности.
— Какие ПИФы по итогам 2012 года продемонстрировали максимальную доходность?
— По итогам прошлого года максимальный уровень доходности среди ПИФов, представленных в «СуперПИФмаркете», показал фонд акций «Париба — Перспективные инвестиции». За 12 месяцев паи фонда принесли своим владельцам 21,53% годовых. Ни один вклад не может предложить вам тех же условий.
— На что стоит ориентироваться инвесторам фондового рынка в 2013 году?
— В текущем году инвесторы как в России, так и в мире будут ориентироваться на снижение ожидания рецессии в еврозоне (с их уже, кажется, бесконечными кризисами), а также на продолжение роста экономики США. При выполнении этих факторов цены на нефть будут стабильными, что, в свою очередь, позволит инвестиционному рынку взять небольшой тайм-аут. Сейчас период затишья просто необходим рынку, ведь инвесторов пугает не сама величина кризиса, а то, что кризисы случаются. — Существует такой стереотип, что фондовый рынок—это инструмент для очень узкой категории населения с высокими доходами…
— Это заблуждение. Есть пакеты, где минимальный порог вхождения — 1 тыс. рублей, а срок инвестирования — 1 год, при уровне целевой доходности до 10% годовых. В этом и суть супермаркета — предложить клиентам продукты на любой вкус и кошелек. Разумеется, доход от облигационного фонда может быть гораздо ниже, чем от фонда акций. Но у фонда акций и риски, и порог входа выше. Выбор зависит от того, какую стратегию инвестирования определяет для себя клиент.
— Доходность некоторых ПИФов вполне сопоставима с доходностью вкладов. Но при продаже пая человек еще и налог заплатит. В чем тогда преимущество?
— В том, что даже после уплаты налога с полученного дохода суммарная выручка от вложения в ПИФы (вспомните показатели их максимальной доходности по итогам прошлого года) все равно превысит прибыль, полученную по депозиту.
— В рамках проекта «СуперПИФмаркет» вы предлагаете инвесторам самостоятельно сформировать свой портфель?
— Возможен любой вариант. Инвесторы могут выбрать для себя как готовые наборы, ориентированные на различные цели с разным соотношением рискованности и доходности, так и составить свой собственный портфель в зависимости от суммы, сроков и целей инвестирования.
— Для управляющих компаний сотрудничество с банками — перспективное направление?
— Конечно. Для управляющих компаний немалое значение имеет то, готов ли банк предоставить все финансовые услуги «в одном окне»: консультирование, покупка, продажа и получение дохода могли проходить в одном месте. УБРиР может предоставить такую услугу, так как инвестнаправление у нас появилось в 1996 году.
— Сами управляющие компании не могут провести весь цикл операций с инвестором самостоятельно?
— Нет. Для покупки паев клиент в любом случае должен перечислить деньги в управляющую компанию через банк.
— Планируете увеличить количество партнеров?
— Пул «СуперПИФмаркета» полностью сформирован. Сегодня в него входят около 90 открытых и интервальных ПИФов под управлением 10 управляющих компаний, охватывающих около трети всего рынка коллективных инвестиций России. Поэтому в ближайшие два года мы сконцентрируемся на расширении собственной сети продаж ПИФов. Сейчас купить пай или готовый портфель можно только в специализированных центрах УБРиР в четырех городах: Екатеринбург, Челябинск, Уфа и Пермь. К 2015 году мы планируем подключить к проекту как минимум каждый город-миллионник в России. Еще одна задача — облегчить для клиента процесс приобретения ПИФов, сделать так, чтобы купить их можно было во всех отделениях банка, в том числе и в офисах «легкой сети», расположенных в торговых, досуговых и развлекательных центрах. Одновременно мы развиваем дистанционные продажи: не так давно мы запустили интернет-версию «СуперПИФмаркета» на сайте банка. На этой виртуальной площадке инвестор может получить любую информацию о продуктах, оформить предварительный заказ на паи. Правда, для подписания договора ему все равно нужно будет обратиться в офис банка. Но, я уверен, что с развитием дистанционных сервисов необходимости в этом не будет.
Источник: Коммерсантъ