На своем примере
Не секрет, что дети перенимают отношение к миру у взрослых, копируют их привычки и поведение. Поэтому многие детские психологи и специалисты по развитию говорят, что родители могут научить чему-то ребенка только собственным примером. Это относится ко всем сферам жизни, в том числе и к финансовой. Бессмысленно требовать от ребенка бережливого отношения к деньгам, если вы сами разбрасываетесь ими направо и налево.
Привлекайте детей к планированию
После того, как родители спланировали все базовые семейные траты (коммуналка, взносы по кредитам, еда и прочее), можно подключать ребенка к распределению средств на личные нужды каждого. Этот подход позволит детям понять, что, с одной стороны, родительские ресурсы ограничены, а с другой — вы покажете младшим членам семьи, что их мнение тоже ценится.
Этот же совет работает, когда дети начинают просить что-то купить сверх запланированных трат. Допустим, ребенок резко захотел поехать за границу на несколько дней. Можно показать ему наглядно, во сколько обойдется такая непредвиденная поездка: например, столько-то стоят его уроки рисования, а столько-то поездка, и, если он готов отказаться от уроков на несколько месяцев, тогда вся семья сможет улететь отдыхать в ближайшие выходные.
Познания через игру
Пока ребенок маленький, можно уже подмечать особенности его характера и смотреть, есть ли в нем задатки финансово успешного взрослого. Это видно по тому, как он распоряжается своим ресурсом (имуществом): делится ли игрушками и сладостями или, напротив, все держит при себе. Может ли он терпеливо ждать результата или гонится за сиюминутным вознаграждением.
По мнению детских психологов, у ребенка больше шансов быть финансово успешным в будущем, если он обладает такими качествами:
- Умение дожидаться отложенного результата и проявлять упорство в труде. Воспитать эти качества в ребенке можно через игру: предлагать что-то собрать из конструктора, заняться выращиванием цветов. Словом, занять малыша тем, что требует терпения.
- Умение привлекать инвестиции — способность находить то, что может быть полезно в будущем, а также умение находить возможности. Обратите внимание, на что ребенок тратит свои карманные деньги: на сиюминутные удовольствия (игрушки, еду) или на творчество (на краски, кисточки и прочее), вкладываясь в свое будущее.
- Умение беречь свои ресурсы и правильно их распределять.
Научите обдумывать покупки
Большинство детских покупок — спонтанны и требуют сиюминутной реакции: пришел, увидел и купил. Вы наверняка не раз видели в магазинах плачущих детей, требующих немедленно купить им понравившуюся игрушку. Опуская вопрос воспитания и кризисов взросления, через которые проходят почти все дети, причина такого поведения кроется в особенностях работы мозга. От предвкушения покупки вырабатывается гормон радости дофамин, который заставляет думать, что новая вещь — это то, чего не хватает для полного счастья. Но как только новая игрушка куплена, распечатана и изучена, интерес к ней тут же пропадает.
Выход: не покупать понравившуюся вещь сразу. Заведите блокнот и записывайте в него все сиюминутные желания. В конце месяца обсудите с малышом, что именно ему хотелось бы купить больше всего. Это поможет ребенку расставлять приоритеты и осознанно подходить к тратам. Следующий шаг — научиться откладывать деньги на то, что хочется приобрести.
Составьте план накопления: допустим, вещь стоит 500 рублей, а на карманные расходы выдается по 200 рублей в неделю. Предложите ребенку распределить его «получку»: например, половину денег можно откладывать на условную машинку / куклу / гаджет / игру, а вторую — тратить на свое усмотрение. Если речь о подростке, то средства уже можно распределять так: часть на необходимые вещи или оплату услуг, часть — в накопление, остаток — на все остальное. Если «хотелка» стоит дорого, договоритесь, что половину даете вы, а половину ребенок копит сам.
«За чей счет банкет?»
За что платят родители, а к каким тратам уже можно подключать детей? Правила устанавливают взрослые, когда дают деньги ребенку. Если на берегу ничего не было оговорено, младшие сочтут деньги своими и сами решат, на что их тратить. Лучше установить некие правила сразу: выдается столько-то денег на неделю/на две/на месяц, обязательными являются такие-то траты (допустим, проезд, услуги связи, школьное питание и пр.), а вот за это (кружки, новая одежда и обувь, здоровье и прочее) платят мама с папой. Или могут быть установлены базовые траты, а все что выше лимита — уже идет из кармана ребенка (допустим, он израсходовал весь интернет-трафик из тарифа, добавку пусть оплатит из своего кармана). Все это помогает понять, что у всего есть своя ценность.
Если ребенок провинился?
Деньги не должны быть мерилом успеха или неудачи. У взрослых тоже могу быть ошибки на работе, но если за каждый прокол вас будут штрафовать, долго ли вы продержитесь в такой компании? То же самое и в семье — карманные деньги это условная зарплата ребенка, чтобы он учился ею пользоваться. И если взрослые будут этим манипулировать, в какой-то момент ситуация развернется и уже ребенок начнет использовать деньги как рычаг давления на родителей, может начать скрывать что-то или врать, стараясь избежать наказания.
Под контролем
Во многих банках можно выпустить дополнительную карту на ребенка. Она привязывается к основному счету родителя. Вы сможете подключить смс-оповещения о расходовании средств, установить лимиты, вовремя заблокировать карту в случае потери и прочее. Подробнее о ней можно прочитать здесь.