От выбранного города зависят предложения банка.
От выбранного города зависят предложения банка.
В бизнесе есть сферы, где воронка продаж достаточно длинная. Клиент изучает сайт компании, ищет отзывы о ней, общается с менеджером. Важный этап этого пути — коммерческое предложение (КП). Качественное КП может стать для человека весомым аргументом, и он примет решение сотрудничать с компанией. Рассказываем, как составить коммерческое предложение.
Содержание:
Что такое коммерческое предложение
Язык и стиль коммерческого предложения: как написать текст
Коммерческое предложение (КП) — это документ, который содержит описание продуктов или услуг компании. Его составляют, чтобы быстро познакомить потенциального клиента с ассортиментом, прайсом, особенностями работы бизнеса. В некоторых случаях в документ добавляют кейсы, они помогают донести ценность предложения на конкретных примерах.
КП клиентам или партнёрам отправляют на разных этапах взаимодействия.
Коммерческое предложение отличается от ценового. Последнее стоит составить в ответ на конкретный запрос заказчика. Иногда клиенты сравнивают прайсы и объёмы услуг у разных подрядчиков, а потом выбирают компанию на основании только этих критериев. В таком случае не стоит тратить ресурсы, чтобы составить презентацию: достаточно детальной таблицы, которая даёт представление о матрице продуктов и цене.
Вне зависимости от сферы бизнеса хорошие коммерческие предложения имеют много общих черт. У них обязательно есть вводная часть из заголовка и офера, основной блок с презентацией товаров или услуг, описание цены и ценности, раздел для работы с сомнениями, финальный призыв к действию.
Должен быть простым и «в лоб». Хорошо, когда компания с первых строк точно обозначает суть своего предложения. При этом лучше избегать откровенно кликбейтных фраз: «только сегодня», «успейте купить», «бесплатно», «лучшее предложение». Получатель письма может счесть его спамом и отправить в корзину, даже не открыв.
Заголовок обязательно должен соответствовать содержанию КП. Если менеджер обещает определённый товар или услугу в теме письма, он должен подробно написать о них в разрезе пользы для конкретного клиента.
Примеры: «1000 подписчиков из Telegram Ads по 20 рублей каждый», «Продакшен на YouTube под ключ: 4 видео, 8 Shorts, приглашённый актёр в качестве спикера».
Это первый абзац КП, где компания пишет о проблеме конкретного клиента, а потом указывает путь для её решения. В офере важно коротко и по делу раскрыть выгоду: низкие цены, быстрая доставка или интересные дополнительные опции.
При подготовке офера нужно понять, что требуется клиенту и что ему предлагают другие подрядчики. Для этого рекомендуем проанализировать сайты конкурентов, составить сравнительную таблицу и не повторять в офере то, что они делают своим преимуществом.
Пример: «В отеле „У моря‟ — 500 кроватей. А значит, 500 комплектов постельного белья нужно стирать ежедневно. Наша химчистка „Блеск‟ возьмёт эту задачу на себя. Мы приедем к заранее оговорённому времени, заберём вещи и доставим их обратно на следующий день. Мы сотрудничаем с местным поставщиком чистящих средств, поэтому наши цены в среднем на 15% ниже, чем у других химчисток. Чтобы клиенты могли убедиться в качестве услуг, первая тестовая стирка бесплатная».
По сути, эта часть — презентация товаров и услуг компании. Она должна быть написана предельно конкретно.
Часто цена коммерческого предложения сильно зависит от потребностей клиента. Лучше выяснить их сразу, но если это невозможно, есть три выхода.
Наиболее частое возражение клиентов после получения КП: «Для нас это слишком дорого». Опытные менеджеры по продажам знают: это возражение ложное. На самом деле за ним скрываются другие барьеры и страхи. Именно поэтому после указания цены важно обязательно подтвердить ценность предложения. Подсветите выигрышные моменты:
Пример: «Обычно арендодатели квартир на 50 м2 заказывают у нас несколько услуг: уборка мусора, смена комплекта белья и полотенец, влажная уборка горизонтальных поверхностей, пола. Стоимость комплекса таких услуг — 10 000 рублей. За эту сумму к вам приедет несколько клинеров, которые уберут квартиру в течение 20 минут. Полезно, если ваш арендатор замешкался с выездом, а новый хочет быстрее заселиться».
Для подготовки контента в этом пункте полезно задать вопросы менеджеру по продажам. Он подскажет, какие барьеры чаще всего возникают у потенциальных клиентов. Если такой возможности нет, используйте универсальный набор аргументов.
Пример: «Наша клиника имеет государственную лицензию и работает с 1990 года. Отзывы о работе врачей можно посмотреть на сайтах-отзовиках и картах. Наш рейтинг там не ниже 4,3 из 5. Заключение корпоративного договора проходит в несколько этапов: вы утверждаете объём услуг, мы отправляем вам договор на согласование. После подписания выставим счёт на оплату. Когда оплата придёт, дадим доступ в корпоративный онлайн-кабинет на сайте».
В финале напишите, что конкретно должен сделать клиент после изучения КП. Оставьте контакты для связи. Полезно установить временные рамки, чтобы мотивировать человека быстрее принять решение.
Пример: «Свяжитесь с нашим менеджером для уточнения деталей. Он вышлет договор для подписания и прокомментирует его. Цены, указанные в коммерческом предложении, действительны в течение 14 дней с момента его формирования».
В качестве образца предлагаем шаблон готового коммерческого предложения.
У качественного КП есть три ключевых правила изложения.
Спокойный и дружелюбный тон: используйте просто изложенные аргументы, наглядные примеры, придерживайтесь позиции на равных.
Экспертность: оперируйте точными цифрами и фактами, не давите на эмоции. Включайте минимум оценочных слов.
Серьёзность: избегайте необоснованного юмора и фамильярных обращений.
Важно оформить коммерческое предложение так, чтобы читателю было удобно его изучать. Для этого следуйте нескольким принципам в дизайне.
Спокойные и при этом контрастные цвета. Ключевое правило: пишите либо «тёмным по светлому», либо «светлым по тёмному». Все смысловые элементы нужно оформить так, чтобы они были заметны с первого взгляда. Яркие цвета лучше сделать акцентными, их должно быть немного. Хорошо, если ярким цветом выделен ключевой смысловой блок.
Типографика и читаемость. Стоит избегать рукописных шрифтов и начертаний с большим количеством засечек. Не используйте на одной странице большое количество шрифтов, не играйте с их размерами. Установите чёткое правило: заголовок — самый крупный элемент на странице, основной текст — стандартный во всём КП, дополнительные сведения и материалы в таблицах — более мелким шрифтом. Лучше не сочетать в коммерческом предложении более двух вариантов шрифтов.
Лаконичность. Если у вас нет навыков в дизайне, следуйте принципу: чем проще, тем лучше. Не добавляйте в КП картинки не по теме или необычные фоны с изображениями. Там, где это целесообразно, структурируйте текст в таблицу. Посмотрите на коммерческое предложение критически: возможно, какие-то блоки текста лучше заменить понятной и красноречивой фотографией — например, если речь идёт о результатах вашей работы.
Качественные изображения. Старайтесь не использовать стоковые фотографии. Если прикладываете собственные снимки или изображения товаров, они должны быть чёткими, чтобы детали можно было легко рассмотреть.
Соответствие фирменному стилю. Не у каждой компании есть гайдлайн от дизайнера. Достаточно, чтобы элементы презентации повторяли цвета логотипа.
Многие компании совершают типовые ошибки, когда составляют коммерческие предложения. Из-за этого ценность КП сильно снижается.
Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»