От выбранного города зависят предложения банка.
От выбранного города зависят предложения банка.
У любого бизнеса есть конечный круг клиентов. Даже если компания производит универсальный продукт, например хлеб или стиральный порошок, его готовы купить не все люди на планете. Клиентами станут те, кому продукт или услуга подходит по определённым критериям. Таких людей маркетологи называют целевой аудиторией.
Разберёмся, как её определить, сегментировать и описать, чтобы продвижение продукта было успешным, а продажи росли.
Содержание:
Целевая аудитория (ЦА) — это группа клиентов, которые готовы купить продукт или воспользоваться определённой услугой. Обычно у них есть общие социальные, демографические, поведенческие характеристики, а главное — схожие потребности, которые компания помогает удовлетворить.
Важно различать гипотетическую (желаемую) и фактическую ЦА, так как эти аудитории не всегда совпадают. Пример: маркетологи молочного бренда могут считать своей целевой аудиторией состоятельных женщин, которые покупают йогурты и творожки из-за экзотических вкусов. В то время как реальные клиенты компании — мужчины и женщины среднего достатка, которые ценят хороший состав и разнообразие начинок. Рекламные стратегии для этих людей будут разными.
Изучение аудитории требует времени и бюджета на маркетинговые исследования, но затраченные ресурсы окупаются.
Отдел маркетинга может сэкономить бюджет на продвижение. Когда определение целевой аудитории расплывчатое, приходится создавать большое количество тестовых рекламных кампаний. Может оказаться, что из большого числа дорогостоящих каналов реальную пользу приносит только один.
Пример: нет смысла предлагать дорогой и сложный строительный инструмент в аккаунте блогера, который снимает уроки для тех, кто делает ремонт своими руками. Лучше зарегистрироваться от лица бренда на крупном форуме профессиональных мастеров и активно общаться с пользователями. Такая стратегия позволит взаимодействовать с релевантной целевой аудиторией и прицельно доносить до клиентов нужную информацию.
Продвижение будет более успешным. Если анализ целевой аудитории выполнен качественно, с подробным описанием, то специалисты по продвижению узнают много полезных деталей о клиентах: об их желаниях, страхах, логике принятия решений. Абстрактная группа людей превратится в конкретных клиентов с уникальными портретами. Это позволит подсвечивать в рекламных объявлениях наиболее значимые характеристики продукта.
Компания может совершенствовать продукт. Всем угодить невозможно, и часто клиенты оставляют противоречивые отзывы о товарах или услугах. Когда бизнес чётко определяет свою целевую аудиторию, становится проще концентрировать усилия. Можно прицельно дорабатывать те стороны продукта, которые напрямую влияют на лояльность приоритетных для компании покупателей.
Обычно ЦА классифицируют по трём параметрам: сфере, источнику принятия решений и готовности купить. Важно их знать, чтобы построить корректную стратегию продвижения и разнообразить методы работы с разными клиентами.
B2C — конечные потребители, люди.
B2B — другие компании, которые используют продукт для производства собственных товаров и услуг.
Так, для компаний, которые создают дизайнерскую посуду, B2C-клиентами являются мужчины и женщины, увлечённые обустройством дома. А B2B-клиенты — кафе и рестораны, где официанты используют посуду для сервировки.
Прямая ЦА — те люди, которые непосредственно принимают решение о покупке.
Косвенная ЦА — те пользователи, которые не делают выбор сами, но могут на него повлиять.
Классические примеры этих двух аудиторий можно наблюдать в ситуации покупки семейного автомобиля. Часто окончательное решение принимает тот партнёр, который будет постоянно водить. Но мнение второго супруга тоже учитывается, он может обратить внимание на достоинства и недостатки модели. В стратегии продвижения нужно определить каналы и рекламные посылы, которые релевантны для представителей разных видов целевой аудитории.
«Холодная» ЦА — этим людям не знаком продукт, они могут даже не осознавать своей потребности в нём. Например, компания предлагает бухгалтерам первое на рынке ПО, которое автоматизирует большинство рутинных операций. В этом случае клиентам ещё нужно разъяснить ценность такой программы.
«Тёплая» ЦА — те клиенты, которые уже проявили интерес к продукту, но пока сомневаются или выбирают среди нескольких конкурентов.
«Горячая» ЦА — те, кто готов совершить покупку здесь и сейчас.
Важно учитывать, что продвижение конкретного клиента по пути от «холодного» до «горячего» может занимать до нескольких месяцев. Особенно это касается чувствительных для человека областей: здоровья, жилья, профессии. Цель рекламной стратегии — определить маршрут, который приведёт «холодного» клиента к покупке.
Цели определения видов ЦА представили в таблице.
В описании целевой аудитории обычно используют характеристики трёх категорий.
Общие социально-демографические характеристики. Пол, возраст, уровень образования и дохода, место проживания.
Это верхнеуровневые данные: их нельзя использовать при создании рекламных кампаний, так как выборка будет слишком широкая. Но можно брать информацию за основу и конкретизировать дополнительными настройками.
Психографические характеристики. Желания, страхи, ценности, источники информации.
Такие сведения помогут более эффективно коммуницировать с клиентами: создавать понятное описание товаров и услуг, готовить полезный и интересный контент, акцентировать важные преимущества продукта в рекламных кампаниях.
Поведенческие характеристики. Данные о том, в каких ситуациях люди покупают продукт, какими способами, что может мотивировать или остановить их в процессе оплаты.
Информация поможет совершенствовать продукт, оптимизировать сайт, разрабатывать акции. Часто именно на основе поведенческих характеристик маркетологи разрабатывают стратегию обучающего контента, который объясняет, как эффективно использовать продукт.
Работа по определению целевой аудитории состоит из нескольких этапов: гипотезы, маркетинговое исследование, анализ текущих клиентов, описание аудитории конкурентов.
Предположите, каким группам потребителей может быть интересен продукт. Сформулируйте их основные характеристики.
Результаты этапа:
Обычно этот этап включает два последовательных блока работы.
Глубинное интервью — развёрнутый диалог с представителями целевой аудитории проекта. На основе ранее выстроенных гипотез нужно отобрать 15–20 человек и с каждым провести очную беседу. Результаты дословно зафиксировать.
В ходе беседы обычно получают следующую информацию:
Количественное исследование — анкетирование больших групп пользователей от 100 до 200 человек. На этом этапе люди в формате теста или коротких комментариев отвечают на вопросы из глубинного интервью. Так можно масштабировать качественные данные на значительное число потребителей.
Результат этапа: отчёт, где детально и разносторонне описана мотивация людей к покупке продукта, их потребности и цели.
Для исследования используйте внутренние и внешние источники.
Результат этапа: отчёт, где перечислены поведенческие характеристики людей и важные для них качества продукта.
Достаточную информацию дадут три внешних источника.
Результат этапа: отчёт, где описаны интересы и ценности целевой аудитории, социально-демографические и психологические характеристики людей.
Обычно уже на этапе глубинного интервью становится понятно, что опрошенных можно объединить в несколько групп с похожими характеристиками, а во время количественного исследования определяется, какая группа является самой крупной. Её считают ядром целевой аудитории. Остальные сегменты будут дополнительными, их называют периферийными.
На основании исследования ЦА можно составить примерные портреты разных её представителей. Их ещё называют бренд-чемпионами, или аватарами. Это собирательные образы идеальных клиентов компании. Обычно описывают одного бренд-чемпиона для каждого сегмента ЦА, так получается несколько портретов аудитории.
Портрет составляют, последовательно отвечая на следующие вопросы.
Ответы на эти вопросы помогают сделать портреты более реалистичными и понятными. В дальнейшем дизайнеры, контент- и трафик-менеджеры смогут их использовать для более эффективной работы с текстами, иллюстрациями, видео, рекламными кабинетами.
Портрет целевой аудитории можно построить и для B2C-, и для B2B-клиентов. Портрет B2B обычно включает данные о должности ЛПР, размере компании, регионах работы бизнеса и стоящих перед ним задачах.
Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»