Налоговая оптимизация: виды, методы и риски

Налоговая оптимизация: виды, методы и риски

За первые три месяца 2024 года выплаты в государственный бюджет выросли на 35% по сравнению с предыдущим периодом. Это значит, что финансовая нагрузка на бизнес постоянно растёт, и предприниматели ищут способы снизить её. Рассказываем, какие методы помогут легально оптимизировать расходы на уплату налогов.

Содержание

Виды налоговой оптимизации

Факторы, которые влияют на итоговую сумму налогов

Законные способы снизить налоги

Рекомендации по снижению рисков

Коротко о главном

Виды налоговой оптимизации

Налоговая оптимизация — комплекс методов, цель которых — помочь бизнесу уменьшить размер налогов. Предприниматели используют разные схемы, чтобы снизить финансовую нагрузку.

Виды налоговой оптимизации можно разделить на две группы.

Налоговое планирование — законная оптимизация. Она включает легальные способы, с помощью которых ИП и организации могут уменьшить траты на уплату налогов. Например, перейти на УСН или воспользоваться льготами. Обычно предприниматели выбирают несколько подходящих методов и разрабатывают стратегии — как на текущий период, так и на перспективу.

Уклонение от налогов — незаконная оптимизация, которую не стоит применять для снижения налоговой нагрузки. Если ФНС проведёт проверку и обнаружит, что бизнес пользуется нелегальными схемами, с организации могут взыскать сэкономленные средства и наложить штрафы.

К незаконным видам налоговой оптимизации относятся следующие схемы:

  • Дробление бизнеса. Руководитель делит одно ООО на несколько маленьких, чтобы обойти лимит по выручке на специальных режимах, остаться в реестре малого и среднего предпринимательства и экономить на налогах. Но если у организаций нет своих источников дохода и они перенаправляют всю прибыль в другое юридическое лицо, ФНС может выявить фиктивное дробление бизнеса и назначить штраф.
  • Обналичивание средств. ИП вправе тратить средства с расчётного счёта на личные покупки и снимать наличные деньги в банкомате, но ООО сложнее распоряжаться доходами. Иногда юридические лица используют схемы обналичивания финансов. Например, создают фирмы-однодневки: заключают договор с подставной фирмой и переводят ей деньги за фиктивную сделку, чтобы вывести средства.
  • Присоединение убыточной фирмы. Когда экономические потери одного ООО переходят к другому, это позволяет снизить налоговую базу. Но если служба докажет фиктивность реорганизации, то доначислит налоги на сэкономленную сумму.
  • Заключение ГПХ вместо трудового договора и перевод сотрудников в самозанятые. Таким способом компании пытаются уйти от обязанности платить НДФЛ и страховые взносы на постоянных работников. Но если люди регулярно выполняют задачи по графику организации и придерживаются должностных инструкций, органы власти могут признать отношения трудовыми, доначислить средства и назначить штраф.

Факторы, которые влияют на итоговую сумму налогов

Размер налоговых платежей зависит от шести основных параметров.

Отрасль. Государство поддерживает предпринимателей, которые работают в приоритетных сферах. Для таких отраслей есть пониженные ставки, субсидии и специальные условия — например, 0% по налогу на прибыль для IT-компаний.

Размер. Для субъектов малого и среднего предпринимательства есть специальные налоговые льготы, которые помогают компаниям сократить расходы. Например, если годовой доход предприятия общепита не превышает двух миллиардов рублей, оно может не платить НДС.

Организационно-правовая форма. Для ИП есть дополнительные режимы налогообложения — патент и налог на профессиональный доход. В этих системах более выгодные ставки, но нужно учитывать ограничения. Например, патент можно использовать только для определённых видов деятельности. Они установлены Налоговым кодексом.

Субъект. Кроме федеральных мер господдержки, предприниматели вправе воспользоваться региональными программами. Например, в 2024 году в республиках Алтай, Коми и Мордовия действуют налоговые каникулы.

Размер доходов и расходов. Чем больше предприниматель зарабатывает, тем больше налогов ему нужно заплатить. Но при их расчёте можно учесть некоторые расходы, чтобы снизить нагрузку с целью оптимизации. Например, налог на прибыль начисляют на разницу между доходами и затратами.

Льготы и субсидии. На федеральном и региональном уровнях государство предлагает бизнесу программы поддержки с пониженными ставками.

Законные способы снизить налоги

Среди легальных способов оптимизации можно выделить семь распространённых схем.

Выбрать подходящую систему налогообложения. Определённые режимы позволяют ИП и организациям уменьшить сумму, которую нужно выплатить в государственный бюджет.

Для ИП и ООО предусмотрены разные режимы налогообложения.

Индивидуальному предпринимателю доступно больше систем налогообложения, чем ООО

ИП может совместить два режима — например, УСН и патент. Если годовой доход превысит 60 млн рублей, то предприниматель будет платить налоги по упрощённой системе, а не по основной. Без совмещения режимов сумма расходов оказалась бы выше.

Системы налогообложения зависят от сферы деятельности бизнеса, его целей, оборота и количества сотрудников. Например, для малого предприятия подходит УСН, а для ИП, которые оказывают услуги в сфере ремонта мебели, грузоперевозок и фотографии, — патент.

Правильно структурировать ООО. Органы власти не запрещают дробить бизнес для целей налоговой оптимизации, если предприниматель хочет заработать больше денег, а не уйти от расходов.

Когда ФНС оценивает законность дробления бизнеса, то учитывает следующие признаки:

  • Самостоятельная работа. Компании должны вести разную деятельность. Например, одно ООО продаёт товары для животных, а второе — оказывает услуги по стрижке собак. Каждый бизнес сам несёт издержки и риски.
  • Собственные ресурсы. Важно, чтобы предприятия производили продукты в отдельных помещениях и с помощью разного оборудования.
  • Отдельный штат сотрудников. Персонал организации должен работать именно на этом предприятии — не только юридически, но и фактически.
  • Разные контрагенты. Юридические лица не могут продавать свои продукты всегда одним и тем же покупателям. Для каждого предприятия лучше формировать отдельную базу клиентов.
  • Собственное руководство. В компаниях решения должны принимать разные руководители вне зависимости от деятельности другого предприятия.

Использовать налоговые льготы. Они есть как на федеральном, так и на региональном уровне. Чтобы применить эти меры, компания должна соответствовать требованиям госпрограмм. Подробнее про условия налоговых льгот рассказывали в статье «Господдержка малого бизнеса в 2024 году: новые горизонты для предпринимателей».

Взять налоговые каникулы. Это возможность не платить налог на доход в течение определённого времени. Предприниматели на УСН и патенте вправе воспользоваться такой программой, если они зарегистрировали предприятие после того, как региональные власти ввели каникулы.

Подробные условия, ограничения и виды деятельности, которые попадают под налоговые каникулы, лучше уточнять в законодательном акте конкретного региона.

Уменьшить налог на сумму страховых взносов. Такая возможность доступна предпринимателям на патенте и УСН «Доходы». С 2023 года применить эту меру господдержки можно до того, как налогоплательщик фактически внесёт страховые взносы.

Применить пониженные ставки УСН. В регионах органы власти могут уменьшить размер платежей для предпринимателей, которые работают в их субъекте. Ставки зависят от сферы деятельности компании и численности штата.

Посмотреть ставку УСН в конкретном субъекте можно на сайте ФНС. На панели в верхнем левом углу экрана выберите свой регион, а затем пролистайте страницу вниз до раздела «Особенности регионального законодательства».

В таблице можно посмотреть категории налогоплательщиков и ставки, которые для них предусмотрены

Сотрудничать с самозанятыми и компаниями на аутсорсинге. В таком случае бизнесу не нужно платить НДФЛ и страховые взносы за сотрудников. Главное, за подобными схемами не скрывать трудовые отношения с постоянными работниками, потому что это незаконный способ налоговой оптимизации.

Рекомендации по снижению рисков

Даже если организация пользуется легальными методами налоговой оптимизации, предпринимателю всё равно важно думать о возможных рисках. Чтобы их обойти, лучше придерживаться следующих рекомендаций.

Проверять добросовестность контрагентов. Это поможет избежать двух проблем:

  • Выездных проверок ФНС. Если сделка окажется фиктивной, служба вправе провести контрольное мероприятие в вашей компании и изучить, правильно ли вы рассчитали и внесли платежи.
  • Дополнительных затрат. Служба не примет расходы по сделке, если контрагент получит статус недобросовестного. В таком случае сумма налогов окажется выше.

Чтобы проверить надёжность контрагентов, можно использовать специальные сервисы — например, «Светофор» от УБРиР. Достаточно ввести ИНН получателя, затем программа оценит состояние бизнеса партнёра и сформирует подробный отчёт о его деятельности. Количество проверок не ограничено.

Сервис «Светофор» собирает и анализирует информацию о контрагентах из нескольких десятков источников

Если сервис заподозрит, что есть вероятность провести сомнительную операцию, он предупредит об этом и даст рекомендации по снижению рисков. Вы сможете оценить информацию о контрагенте и решить, переводить ли деньги на его расчётный счёт и продолжать ли сотрудничество.

Как работает сервис «Светофор» и кому он подходит — рассказали в статье «Как проверить надёжность контрагента».

Следить за своей деловой репутацией. Это помогает вовремя выявлять ошибки, из-за которых у ФНС могут появиться вопросы. Проверить собственную компанию поможет сервис «Бизнес-индикатор». Программа анализирует, соответствует ли деятельность компании и её операции по расчётному счёту требованиям законодательства и рекомендациям Банка России.

Сервис оценивает организацию по внешней и внутренней информации:

  • Информации из банка. В этом блоке можно посмотреть, соответствуют ли операции компании требованиям законодательства. Например, сервис оценивает поступления, списания, налоговую нагрузку и объём платежей физическим лицам.
  • Информации из внешних официальных источников: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестра недобросовестных поставщиков, базы арбитражей, картотеки банкротств и исполнительных производств. В этом блоке сервис собирает информацию о репутации компании на рынке.

По результатам проверки сервис формирует отчёт. Если в работе компании есть нарушения закона, программа предупредит об этом, и у вас появится возможность исправить недочёты.

Если сервис выявит показатели, которые находятся в зоне риска, в программе загорятся два индикатора оранжевым или красным цветом

Разработать грамотную учётную политику. В этом документе компания собирает информацию обо всех методах бухгалтерского и налогового учёта, а также хранит отчётные документы — например, договоры с контрагентами, счета-фактуры и акты приёма-передачи.

Если учётная политика оформлена правильно, предприниматель может закрывать следующие задачи:

  • Документально подтвердить операции перед ФНС. Чем больше траты, тем меньше налогов нужно заплатить. Но если предприниматель не может предоставить товарные накладные, акты выполненных работ или чеки, служба может исключить эти суммы из вычета, пересчитать сумму платежей и назначить штраф.
  • Решить, когда удобно уплатить налоги и в каком объёме. Грамотная учётная политика позволяет оценить финансовые возможности и понять, как распределить нагрузку по отчётным периодам.
  • Найти, какими методами уменьшить налоговую базу. Когда у руководителя перед глазами есть все процессы, он может принимать решения по оптимизации. Например, передать часть задач на аутсорс или перераспределить расходы и доходы между юридическими лицами.

Правильно разделять ООО на несколько компаний. Если вы хотите оптимизировать налоговую нагрузку через дробление бизнеса, важно придерживаться следующих правил:

  • Не указывайте одинаковые коды ОКВЭД
  • Открывайте отдельные расчётные счета для оплаты расходов
  • Регистрируйте разные юридические адреса
  • Не производите товары и не оказывайте услуги в одном и том же месте
  • Нанимайте в штат разных сотрудников
  • Обеспечивайте отдельные каналы связи — например, сайты и номера телефонов
  • Создавайте товары и оказывайте услуги с помощью разного сырья, оборудования и других ресурсов
  • Сотрудничайте с разными контрагентами
  • Распределяйте налоги между юридическими лицами в равных объёмах

Коротко о главном

  1. Законным способом оптимизации налогов является налоговое планирование. Руководителю нужно продумать, какие варианты подходят для его предприятия, и разработать стратегию.
  2. Предпринимателям лучше не использовать схемы уклонения от налогов. Например, неправомерное дробление бизнеса, создание фирм-однодневок и заключение ГПХ вместо трудовых договоров с постоянными сотрудниками. Если служба обнаружит, что предприятие обращается к нелегальным видам налоговой оптимизации, то доначислит налоги и назначит штраф.
  3. Легальные способы налоговой оптимизации помогают уменьшить размер расходов без риска получить штрафы от ФНС. К таким методам относится выбор подходящей системы налогообложения, правильная структуризация ООО, использование льгот, уменьшение налога на сумму страховых взносов, применение пониженных ставок УСН, сотрудничество с самозанятыми и компаниями на аутсорсе.
  4. Чтобы снизить риски при использовании схем оптимизации, важно проверять добросовестность контрагентов, контролировать свою деловую репутацию, разрабатывать грамотную учётную политику и правильно структурировать предприятие при дроблении.


Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»

Проверяйте надёжность контрагентов
Как работает сервис «Светофор» и кому он подойдёт
Подробнее
Офисы
и банкоматы
Назад
No Handler :(