Регистрация товарного знака: пошаговое руководство для бизнеса

Регистрация товарного знака: пошаговое руководство для бизнеса

Когда бизнес успешно работает на рынке и вкладывается в продвижение, у него появляется узнаваемый бренд — набор устойчивых образов и ассоциаций, которые возникают у клиентов при упоминании компании или её продуктов. Обычно у бренда много составляющих: фирменное название, логотип, слоган, дизайн упаковки, уникальный оттенок цвета. Если их начнут использовать конкуренты, компания может потерять прибыль или даже репутацию — например, когда кто-то решит выпускать контрафакт под видом оригинала. 

Защитить бренд можно, если зарегистрировать товарный знак в Роспатенте. После этого прямые конкуренты не смогут незаконно эксплуатировать его узнаваемые составляющие. 

Что такое товарный знак

Это защищённое законом обозначение товаров и услуг, которое позволяет клиенту отличить предложение компании от других подобных. Обычно в Роспатенте регистрируют фирменное название, логотип, этикетку, название домена. Иногда производители защищают даже форму упаковки — например, бутылки газированной воды или тубуса с чипсами.

Товарному знаку можно назначить цену и поставить его на баланс, так компания станет дороже. А ещё бизнес может продавать франшизу и зарабатывать роялти.

Любой товарный знак в России регистрируют в строго определённой категории товаров или услуг — например, кондитерские изделия, строительные инструменты, инвестирование, образование. Их полный перечень есть в Международной классификации товаров и услуг, МКТУ.

Охранное действие товарного знака распространяется только в той категории, в которой он был зарегистрирован. 

Близкие понятия

В одном ряду с товарным знаком часто употребляют похожие понятия. 

  • Знак обслуживания — идентичный термин. Товарный знак маркирует товары, а знак обслуживания — услуги. Закон одинаково регулирует обе этих сущности.
  • Торговая марка — то же, что товарный знак, только за рубежом. Такое обозначение принято в ряде западных стран.
  • Знак охраны (предупредительная маркировка) — символ в виде буквы R в круге Ⓡ, часто компании используют его на сайте или вывесках рядом со своим названием или логотипом. Символ показывает, что товарный знак зарегистрирован в Роспатенте. Его можно использовать только в том случае, если есть реальное свидетельство. В противном случае нарушителю грозит штраф до 120 000 рублей.
  • Объект авторского права — защищённое законом произведение одного автора или целого коллектива. Такими объектами часто выступают книги, песни, компьютерные программы. Товарные знаки могут содержать объекты авторского права: слоган, логотип, шрифты. С точки зрения закона это разные вещи. Сначала компания должна купить у автора право на объект, а уже потом может зарегистрировать товарный знак.

Почему полезно зарегистрировать товарный знак

У свидетельства от Роспатента есть несколько важных функций.

Даёт исключительное право — монополию

Когда товарный знак зарегистрирован, ни одна организация в России не может пользоваться таким же или похожим обозначением. А если такое всё-таки произойдёт, владельцы вправе подать иск на нарушителей, получить компенсацию и утилизировать контрафакт.

Помогает избежать судебных исков от других компаний

Часто организации непреднамеренно используют чужие логотипы, названия или слоганы. Например, если недобросовестный дизайнер или копирайтер заимствует контент других компаний, а владелец бизнеса об этом не догадывается. В этом случае правообладатель может обратиться в суд. Если экспертиза установит значительное сходство, придётся заплатить компенсацию. Её размер может быть большим: двукратная стоимость товаров, на которых незаконно разместили чужой логотип. Чтобы таких ситуаций не возникало, лучше зарегистрировать товарный знак. Эксперты Роспатента проверят базу: если совпадений не найдут, владелец бизнеса сможет спокойно использовать знак в работе.

Позволяет блокировать нарушителей в интернете

Если у организации появляется конкурент с похожим названием страницы в социальной сети или на маркетплейсе, правообладатель может отправить жалобу администраторам площадки. Достаточно предъявить им свидетельство на товарный знак, и страницу конкурента заблокируют.

Решает проблему недобросовестной контекстной рекламы конкурентов 

Конкуренты компании могут настроить поисковую рекламу и указать в объявлениях название или товары, которые пользуются большим спросом, чем их продукция. Если товарный знак организации манифестирован, владелец может обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и суд. Иногда бывает достаточно даже жалобы администраторам площадки: они блокируют незаконные рекламные объявления.

Помогает соответствовать требованиям контрагентов

Крупные торговые сети и маркетплейсы обычно работают с поставщиками, которые владеют товарным знаком или имеют на него лицензию: так безопаснее. Даже если площадка не интересуется этим вопросом, она может включить в договор блок в такой формулировке:

«Поставщик уведомил, что его товары не нарушают права владельцев чужих знаков». Если нарушения обнаружат, организация заплатит компенсацию маркетплейсу.

Даёт возможность продавать франшизы

Продажа франшизы с незарегистрированным товарным знаком может навредить её покупателю. Если окажется, что бренд юридически принадлежит другой организации, то отвечать в суде будут франчайзер и каждый франчайзи.

Помогает исключить ввоз контрафакта через границу

Если в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) включён зарегистрированный товарный знак, таможня не пропустит перевозчика с товаром без согласия владельца.

Позволяет поднять стоимость компании и меньше тратить на налоги 

Товарный знак — нематериальный актив компании. Ему можно назначить цену и поставить на баланс, таким образом бизнес станет дороже. Это будет полезно тем организациям, которые хотят привлечь новых партнёров и инвесторов или получить государственные лицензии.

Такое решение не увеличит налоговую базу: стоимость активов компании возрастёт, а налоги платить не придётся.

Защищает от патентных троллей

Патентные тролли — это организации, которые регистрируют на себя множество товарных знаков. Они ищут компании, бренд которых не защищён, оформляют права на него, а затем требуют от владельцев денежную компенсацию. Лучше предусмотреть такую ситуацию и сразу запатентовать обозначение товаров и услуг

Виды 

Можно зарегистрировать как товарный знак различные компоненты бренда и фирменного стиля. Есть несколько их видов:

  • словесные — названия компаний и слоганы;
  • графические — логотипы;
  • звуковые — ноты для джинглов радиостанций, подкастов, каналов;
  • объёмные — уникальные или узнаваемые упаковки;
  • цветовые — фирменные оттенки логотипа, упаковки, приложения;
  • осязательные — тактильно-сенсорное обозначение на товарах для людей с ограниченными возможностями зрения;
  • комбинированные — например, название компании и логотип. 

Что не может быть товарным знаком

Некоторые элементы точно не пройдут регистрацию в Роспатенте.

Все основания для отказа в регистрации товарного знака перечислены в статье 1483 Гражданского кодекса.

Особенности использования

Право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки в Роспатент. Если он зарегистрирован, компания обязательно должна его использовать. Если этого не происходит в течение трёх лет, конкуренты могут обратиться в арбитражный суд, и тот досрочно прекратит правовую охрану знака. С этого момента любой желающий сможет его перехватить и использовать в своих интересах.

Бизнес может получать и использовать товарные знаки для разных целей:

  • размещать на упаковках товаров;
  • печатать на объявлениях, вывесках, рекламных листовках;
  • публиковать на сайте, применять как доменное имя;
  • маркировать документацию: счета-фактуры, товарные накладные, платёжные поручения.

Как подать заявку на регистрацию 

Можно оформить все документы самостоятельно, а можно обратиться за этой услугой к патентному поверенному. Последний способ обычно надёжнее: специалисты знают нюансы законодательства и могут составить заявку на товарный знак так, что риск отказа будет минимален. Если вы всё же решили действовать своими силами, алгоритм будет следующим.

Шаг 1. Определите, в каком классе работает ваша компания

Для этого воспользуйтесь Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ). Можно выбрать несколько классов.

Шаг 2. Проверьте реестр уже зарегистрированных товарных знаков

Важно, чтобы в вашем классе по МКТУ никто ранее не использовал похожие фирменные наименования или логотип. Это можно проверить в открытых реестрах, но нужно время, чтобы погрузиться в их логику работы. Верхнеуровневый анализ могут дать специальные сервисы от патентных поверенных. Например, на сайте «Гардиум» достаточно ввести фирменное наименование, и сервис не только покажет аналогичные товарные знаки, но и даст оценку вероятности того, что у вас получится зарегистрировать знак.

Шаг 3. Подготовьте заявку

Требования к документам и правила подачи заявки можно посмотреть на сайте Роспатента. Там же доступна форма заявки и образцы её заполнения для физических и юридических лиц. К заявке нужно приложить само обозначение — например, текст, изображение, аудиозапись. 

Шаг 4. Оплатите государственную пошлину

Это можно сделать на Госуслугах. Потребуется оплата двух пошлин: за регистрацию заявки и экспертизу.

Регистрация обойдётся в 3500 рублей. Если в заявке больше 5 классов по МКТУ, то придётся заплатить ещё по 1000 рублей за каждый дополнительный класс.

Экспертиза стоит 11 500 рублей. Если в заявке на регистрацию больше 1 класса по МКТУ, то нужно заплатить ещё по 2500 рублей за каждый дополнительный класс. 

Актуальные тарифы доступны на сайте Роспатента.

Шаг 5. Подайте заявку

Для этого существует 3 способа:

  • Лично в офисе Роспатента по адресу: Москва, Бережковская набережная, дом 24, строение 12. Возьмите с собой копию заявки на регистрацию товарного знака, в канцелярии на неё поставят отметку о принятии с входящим номером. По нему можно узнавать статус рассмотрения. 
  • В электронном виде на сайте ФИПС или через Госуслуги. Понадобится квалифицированная электронная подпись того, кто будет подавать заявку.
  • По почте. Лучше сделать это ценным письмом с описью вложения.

Порядок действий при регистрации товарного знака

Процесс проходит в несколько этапов:

  1.  Формальная экспертиза — Роспатент проверяет правильность заполнения заявки, оплату пошлины, полномочия заявителя. Длительность — 1 месяц.
  2. Экспертиза по существу — ведомство изучает ключевые элементы в обозначении, выявляет черты сходства с уже зарегистрированными знаками. А ещё Роспатент должен проверить его соответствие закону. Длительность — 12 месяцев. 
  3. Регистрация знака — если заявку одобряют, нужно заплатить госпошлину, 16 000 рублей. Свидетельство получают в электронном или бумажном виде.

Подведём итоги

  • Товарный знак — это защищённое законом обозначение товаров или услуг, которое отличает их в ряду других. Свидетельство на него получают в Роспатенте.
  • Товарные знаки бывают словесные, графические, звуковые, цветовые, осязательные, комбинированные.
  • Они могут включать объекты авторского права — например, слоганы или логотипы. В этом случае компании лучше отдельно выкупить у автора права на такие объекты, до отправки заявки в Роспатент.
  • Нельзя зарегистрировать товарный знак на государственные символы России, объекты всеобщего достояния, непристойные слоганы и логотипы. Если он похож до степени смешения на другие ранее зарегистрированные, свидетельство на него тоже не выдадут.
  • Подать заявку на регистрацию товарного знака можно самостоятельно, однако в процессе много нюансов. Стоит обратиться к надёжному патентному поверенному: он проанализирует уникальность логотипа, названия, слогана и поможет правильно оформить документы.
  • Обычно Роспатент занимается регистрацией около 1 года: процесс включает длительную экспертизу.


Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»

Как защитить коммерческую тайну
Ответственность за разглашение и меры безопасности
Узнать подробности
Офисы
и банкоматы
Назад
No Handler :(