От выбранного города зависят предложения банка.
От выбранного города зависят предложения банка.
Когда бизнес успешно работает на рынке и вкладывается в продвижение, у него появляется узнаваемый бренд — набор устойчивых образов и ассоциаций, которые возникают у клиентов при упоминании компании или её продуктов. Обычно у бренда много составляющих: фирменное название, логотип, слоган, дизайн упаковки, уникальный оттенок цвета. Если их начнут использовать конкуренты, компания может потерять прибыль или даже репутацию — например, когда кто-то решит выпускать контрафакт под видом оригинала.
Защитить бренд можно, если зарегистрировать товарный знак в Роспатенте. После этого прямые конкуренты не смогут незаконно эксплуатировать его узнаваемые составляющие.
Это защищённое законом обозначение товаров и услуг, которое позволяет клиенту отличить предложение компании от других подобных. Обычно в Роспатенте регистрируют фирменное название, логотип, этикетку, название домена. Иногда производители защищают даже форму упаковки — например, бутылки газированной воды или тубуса с чипсами.
Товарному знаку можно назначить цену и поставить его на баланс, так компания станет дороже. А ещё бизнес может продавать франшизу и зарабатывать роялти.
Любой товарный знак в России регистрируют в строго определённой категории товаров или услуг — например, кондитерские изделия, строительные инструменты, инвестирование, образование. Их полный перечень есть в Международной классификации товаров и услуг, МКТУ.
Охранное действие товарного знака распространяется только в той категории, в которой он был зарегистрирован.
В одном ряду с товарным знаком часто употребляют похожие понятия.
У свидетельства от Роспатента есть несколько важных функций.
Когда товарный знак зарегистрирован, ни одна организация в России не может пользоваться таким же или похожим обозначением. А если такое всё-таки произойдёт, владельцы вправе подать иск на нарушителей, получить компенсацию и утилизировать контрафакт.
Часто организации непреднамеренно используют чужие логотипы, названия или слоганы. Например, если недобросовестный дизайнер или копирайтер заимствует контент других компаний, а владелец бизнеса об этом не догадывается. В этом случае правообладатель может обратиться в суд. Если экспертиза установит значительное сходство, придётся заплатить компенсацию. Её размер может быть большим: двукратная стоимость товаров, на которых незаконно разместили чужой логотип. Чтобы таких ситуаций не возникало, лучше зарегистрировать товарный знак. Эксперты Роспатента проверят базу: если совпадений не найдут, владелец бизнеса сможет спокойно использовать знак в работе.
Если у организации появляется конкурент с похожим названием страницы в социальной сети или на маркетплейсе, правообладатель может отправить жалобу администраторам площадки. Достаточно предъявить им свидетельство на товарный знак, и страницу конкурента заблокируют.
Конкуренты компании могут настроить поисковую рекламу и указать в объявлениях название или товары, которые пользуются большим спросом, чем их продукция. Если товарный знак организации манифестирован, владелец может обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и суд. Иногда бывает достаточно даже жалобы администраторам площадки: они блокируют незаконные рекламные объявления.
Крупные торговые сети и маркетплейсы обычно работают с поставщиками, которые владеют товарным знаком или имеют на него лицензию: так безопаснее. Даже если площадка не интересуется этим вопросом, она может включить в договор блок в такой формулировке:
«Поставщик уведомил, что его товары не нарушают права владельцев чужих знаков». Если нарушения обнаружат, организация заплатит компенсацию маркетплейсу.
Продажа франшизы с незарегистрированным товарным знаком может навредить её покупателю. Если окажется, что бренд юридически принадлежит другой организации, то отвечать в суде будут франчайзер и каждый франчайзи.
Если в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) включён зарегистрированный товарный знак, таможня не пропустит перевозчика с товаром без согласия владельца.
Товарный знак — нематериальный актив компании. Ему можно назначить цену и поставить на баланс, таким образом бизнес станет дороже. Это будет полезно тем организациям, которые хотят привлечь новых партнёров и инвесторов или получить государственные лицензии.
Такое решение не увеличит налоговую базу: стоимость активов компании возрастёт, а налоги платить не придётся.
Патентные тролли — это организации, которые регистрируют на себя множество товарных знаков. Они ищут компании, бренд которых не защищён, оформляют права на него, а затем требуют от владельцев денежную компенсацию. Лучше предусмотреть такую ситуацию и сразу запатентовать обозначение товаров и услуг
Можно зарегистрировать как товарный знак различные компоненты бренда и фирменного стиля. Есть несколько их видов:
Некоторые элементы точно не пройдут регистрацию в Роспатенте.
Все основания для отказа в регистрации товарного знака перечислены в статье 1483 Гражданского кодекса.
Право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки в Роспатент. Если он зарегистрирован, компания обязательно должна его использовать. Если этого не происходит в течение трёх лет, конкуренты могут обратиться в арбитражный суд, и тот досрочно прекратит правовую охрану знака. С этого момента любой желающий сможет его перехватить и использовать в своих интересах.
Бизнес может получать и использовать товарные знаки для разных целей:
Можно оформить все документы самостоятельно, а можно обратиться за этой услугой к патентному поверенному. Последний способ обычно надёжнее: специалисты знают нюансы законодательства и могут составить заявку на товарный знак так, что риск отказа будет минимален. Если вы всё же решили действовать своими силами, алгоритм будет следующим.
Для этого воспользуйтесь Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ). Можно выбрать несколько классов.
Важно, чтобы в вашем классе по МКТУ никто ранее не использовал похожие фирменные наименования или логотип. Это можно проверить в открытых реестрах, но нужно время, чтобы погрузиться в их логику работы. Верхнеуровневый анализ могут дать специальные сервисы от патентных поверенных. Например, на сайте «Гардиум» достаточно ввести фирменное наименование, и сервис не только покажет аналогичные товарные знаки, но и даст оценку вероятности того, что у вас получится зарегистрировать знак.
Требования к документам и правила подачи заявки можно посмотреть на сайте Роспатента. Там же доступна форма заявки и образцы её заполнения для физических и юридических лиц. К заявке нужно приложить само обозначение — например, текст, изображение, аудиозапись.
Это можно сделать на Госуслугах. Потребуется оплата двух пошлин: за регистрацию заявки и экспертизу.
Регистрация обойдётся в 3500 рублей. Если в заявке больше 5 классов по МКТУ, то придётся заплатить ещё по 1000 рублей за каждый дополнительный класс.
Экспертиза стоит 11 500 рублей. Если в заявке на регистрацию больше 1 класса по МКТУ, то нужно заплатить ещё по 2500 рублей за каждый дополнительный класс.
Актуальные тарифы доступны на сайте Роспатента.
Для этого существует 3 способа:
Процесс проходит в несколько этапов:
Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»