От выбранного города зависят предложения банка.
От выбранного города зависят предложения банка.
У каждой компании есть секреты, которыми она не хотела бы делиться. Часто бизнес скрывает от посторонних процесс производства товаров, уникальные наработки в части предоставления услуг, базы проверенных поставщиков, списки клиентов. Если к этим данным получат доступ конкуренты или злоумышленники, компания понесёт убытки.
Чтобы защитить чувствительные сведения, организации ограничивают к ним доступ через механизм коммерческой тайны на предприятии. Расскажем, как он работает, что может включать и как правильно оформить такой режим в рамках отдельной компании.
Содержание:
Что может составлять коммерческую тайну
Меры по защите коммерческой тайны
Меры и виды ответственности за разглашение
Примеры разглашения коммерческой тайны
Как доказать разглашение коммерческой тайны
Коммерческая тайна — это конфиденциальная информация, которая представляет ценность для компании. Если такие сведения попадут в чужие руки, организация может понести убытки. Например, разработчик компьютеров создаёт уникальный процессор. Если конкуренты узнают о новой технологии, они могут реализовать её быстрее, и компания упустит большую долю прибыли.
Недостаточно решить, что какие-то данные входят в коммерческую тайну. Нужно официально придать им такой статус: утвердить специальное положение в компании, установить гриф секретности на определённых документах, контролировать допуск к ним. Только в этом случае бизнес может рассчитывать на защиту закона, если информацию всё-таки разгласят.
Коммерческую тайну стоит отличать от соглашения о неразглашении (NDA).
Предприятия сами устанавливают, какие сведения составляют коммерческую тайну. Но данные должны соответствовать трём критериям.
Режимом секретности можно закрыть несколько сторон работы организации: научно-техническую, производственную, финансовую, маркетинговую. В зависимости от этого различаются категории коммерческой тайны.
У государственной тайны есть категории секретности в зависимости от того, какой ущерб может нанести разглашение: «секретно», «особой важности», «совершенно секретно». У коммерческой тайны таких градаций нет.
Важно правильно оформить режим секретности, чтобы компания могла защитить свои интересы в случае утечки данных. Обычно алгоритм содержит пять пунктов.
Персональную ответственность за разглашение коммерческой тайны на предприятии несёт тот человек, у которого был к ней доступ и по чьей вине произошла утечка информации.
Сотрудника можно привлечь к ответственности только в том случае, когда соблюдено два условия.
Ответственность за разглашение может нести юридическое лицо — например, если компания предоставила контрагентам доступ к коммерческой тайне. Органы государственной власти тоже отвечают за сохранность информации, если получили к ней доступ в рамках проверки.
Есть четыре вида ответственности за нарушение режима секретности на предприятии.
Информация может быть разглашена умышленно или случайно, а ещё к утечке может привести бездействие человека. Вот как выглядят примеры различных нарушений.
Случайное разглашение коммерческой тайны
Умышленное разглашение коммерческой тайны
Разглашение в результате бездействия
Есть два алгоритма действий в зависимости от ситуации: если компания хочет привлечь нарушителя к гражданской ответственности или к уголовной.
Гражданская ответственность — внутреннее расследование. Этапы:
Уголовная ответственность — привлечение правоохранительных органов. Этапы:
Автор: редакция «УБРиР для бизнеса»