Что такое бизнес-план и как его правильно составить

Что такое бизнес-план и как его правильно составить

Если предпринимателям не хватает собственных средств для открытия бизнеса, получить заёмное финансирование поможет бизнес-план. С его помощью убедить инвесторов или банк в рентабельности проекта будет легче. В статье рассказали, как самостоятельно составить документ и каких ошибок нужно избегать.

Содержание

Что такое бизнес-план

Виды бизнес-планов

Как составить бизнес-план самостоятельно

Типичные ошибки при составлении бизнес-плана

Стоит ли брать готовый бизнес-план

Что такое бизнес-план

Бизнес-план (БП) — это документ, в котором описаны цели и задачи проекта, а также средства их достижения.

В бизнес-плане содержится:

  • информация о компании или проекте;
  • описание продукции, товаров или услуг;
  • анализ основных рынков сбыта;
  • экономические расчёты деятельности компании;
  • возможные риски.

Планы составляют при открытии нового бизнеса или проекта. С их помощью можно заранее понять, насколько он будет прибыльным, в какие сроки окупится и каких затрат потребует.

Ещё БП необходим для таких целей:

  • привлечь инвесторов;
  • взять кредит в финансовой организации;
  • получить государственные субсидии.

Документ полезен и для компаний, которые уже вышли на рынок. Он поможет оценить реальную ситуацию и перспективы, скорректировать стратегию развития.

Виды бизнес-планов

Документ бывает двух видов в зависимости от назначения.

Внешний. Предназначен для поиска инвесторов или партнёров, а также для получения кредита в финансовой организации. Содержит ключевую информацию о проекте, экономические расчёты и выводы. На основании БП инвестор или банк примут решение, стоит ли финансировать бизнес или проект и в каком объёме.

Внутренний. Нужен компании, чтобы оценить риски, распределить ресурсы и оптимизировать стратегию. Организация использует его для себя, поэтому его составляют в произвольной форме. Обычно внутренние планы содержат более детальную информацию.

Как составить бизнес-план самостоятельно

Единых требований к составлению бизнес-плана нет. Каждая компания сама решает, из каких разделов он будет состоять и какую информацию включать. Разработка БП состоит из нескольких основных этапов.

1. Предварительный анализ рынка и конкурентов.

Нужно изучить рынок, на который планирует выходить компания. Если этого не сделать, есть риск вложить деньги в проект, который не принесёт прибыли. Продукт может быть не интересен аудитории, или в этой нише очень высокая конкуренция.

Приведём пример. Предприниматель открыл спа-салон. Он не учёл, что в этом районе живут люди с невысоким уровнем дохода. Они не могут позволить себе дорогие процедуры по уходу за телом. В результате салон дохода не принёс.

  • Проанализируйте рынок — его объём и показатели изменений за последние несколько лет. Данные о них можно взять на сайте Росстата.
  • Изучите бизнес конкурентов — посмотрите, как они работают, их прайс-листы и презентации. Информацию о финансовой деятельности конкурентов можно взять в базе налоговой.
  • Оцените целевую аудиторию — посмотрите, насколько она большая, чем интересуется. Как проанализировать и описать ЦА, рассказали в нашей статье

Для инвестора или финансовой организации важно убедиться, что вы проанализировали рынок и можете показать ценность продукта.

Данные об изменениях на рынке и анализ конкурентов помогут выбрать нишу для старта проекта или вывода нового продукта

2. Продукт и бизнес-модель.

В этом разделе должно быть подробное описание продукта или услуги, которые предлагает компания.

  • отметьте преимущества продукта для покупателя;
  • опишите, как продукт попадает к клиенту, какой путь проходит;
  • рассчитайте планируемый доход от каждого сегмента;
  • напишите, какие ресурсы нужны, чтобы продукт быстрее находил потребителя.

Информация о продукте должна быть максимально подробной. Расскажите, почему он должен заинтересовать клиентов, раскройте его ценность и уникальные качества, отличия от схожих товаров конкурентов.

3. Маркетинговая стратегия.

Здесь опишите, как вы будете продвигать товар или услугу, какие каналы и способы использовать.

В этом разделе необходима такая информация:

  • характеристика целевой аудитории — пол, возраст, уровень дохода и другие факторы;
  • каналы и способы продвижения продукта;
  • стоимость продукта — напишите, по какой цене вы будете продавать продукт, от чего она будет зависеть, можно ли поднять её в будущем и насколько.

Сделайте предварительный расчёт затрат на маркетинг и рекламу продукта. Составьте конкретный план продвижения для каждого сегмента ЦА.

4. Стратегия продаж.

При составлении плана продаж опирайтесь на фактические показатели рынка. Если показатель роста в вашем сегменте — 20%, вряд ли у вас получится увеличить продажи на 75%.

В этом разделе приведите факты:

  • о количестве клиентов в сегменте;
  • ежемесячных затратах на продажи;
  • планируемом доходе от продуктов.

Опишите тактику и разработайте стратегию продаж по каждому продукту. Посчитайте затраты и заложите их в бюджет.

5. Финансовый план.

Отразите экономические показатели проекта. Именно на основании этого раздела инвестор или банк будут принимать решение о финансировании.

В этот раздел плана включают:

  • ключевые финансовые показатели — объём продаж, чистую прибыль, точку безубыточности, рентабельность;
  • прямые и косвенные затраты;
  • анализ денежных потоков — можно приложить документы cash flow, P&L и баланс;
  • источники финансирования — объём и график платежей.

Можно добавить финансовую модель проекта, в которой будут показатели доходов, расходов и прибыли компании, связи между ними.

Финансовая модель позволит оценить рентабельность проекта и показать, как будет развиваться компания

6. Оценка рисков.

Перечислите риски, которые могут возникнуть во время реализации проекта. Разработайте стратегии для минимизации каждого. Опишите сильные и слабые стороны проекта.

Опишите:

  • внутренние и внешние риски;
  • факторы, от которых они зависят;
  • способы, которые помогут снизить ущерб.

Не все риски одинаково критичны, их лучше распределить по значимости и вероятности наступления. По каждому риску определите факторы, которые помогут понять, что риск может стать критичным. Например, если производство партии товара задерживается на две недели, это может повлиять на общий срок проекта, поэтому нужно принимать какие-то меры.

Прочитать о том, какие бывают риски и как их оценивать, можно в нашей статье

Типичные ошибки при составлении бизнес-плана

Вот несколько ошибок, которые допускают предприниматели при составлении плана.

Слишком объёмный. Документ не должен быть больше 40 страниц, иначе его будет тяжело читать и на это уйдёт много времени. Не пишите очень подробно и не перегружайте вложениями. Нужно отразить ключевую информацию о компании и продукте, подтвердить её фактами и цифрами.

Неправильное оформление. Если пишете БП для инвестора или банка, выясните, какие у них требования к содержанию и разделам. Иначе в лучшем случае его вернут и придётся всё переделывать, а в худшем — откажут в получении финансирования.

Непроверенные или приблизительные данные. При составлении бизнес-плана опирайтесь на реальные факты и цифры. Инвестор или менеджер банка проверит информацию. Если он обнаружит ошибку, вы можете не получить необходимое финансирование. Даже вы составляете бизнес-план для внутреннего использования, не приводите в нём приблизительные цифры — они не позволят оценить реальную ситуацию.

Необоснованные выводы. Подтверждайте данные и выводы. Если вы пишете о целевой аудитории и её предпочтениях, подкрепите информацию данными маркетингового исследования.

Нереальные сроки. Не стоит планировать идеальные сроки реализации проекта, потому что что-то может пойти не так: подведут поставщики, заболеет ключевой сотрудник, вовремя не привезут оборудование. Лучше оценивать риски и планировать сроки с учётом негативных сценариев.

Стоит ли брать готовый бизнес-план

БП можно составить самостоятельно, привлечь консалтинговую компанию или взять из интернета готовый шаблон.

Каждый бизнес уникален, поэтому шаблон не подойдёт. В нём не будут учтены нюансы и специфика деятельности. Однако, если предприниматель никогда не составлял план и не знает, как это делать, он может взять готовый документ как образец. 

Составление бизнес-плана можно отдать консалтинговой компании. Специалисты смогут учесть все нюансы и оформят документ в соответствии с нужными требованиями. Однако выбирать компанию нужно осторожно, сначала лучше убедиться в их квалификации.

Если бизнес-план нужен для привлечения инвесторов, лучше разрабатывать его самостоятельно, а консалтинговую компанию можно привлечь на финальном этапе, чтобы правильно и красиво оформить документ.

Бизнес-план должен содержать ключевую информацию о проекте и конкретные шаги по его реализации. При составлении учитывайте требования инвестора или банка, соблюдайте чёткую структуру и подтверждайте выводы фактами и цифрами. Тогда документ сможет решить необходимые задачи.

Снижайте риски для вашего бизнеса
Занимайтесь развитием, а мы поможем решить текущие задачи
Подробнее
Офисы
и банкоматы
Назад
No Handler :(