По закону все организации обязаны вести бухгалтерский учет. Но малым предприятиям можно его упростить: определять доходы и расходы кассовым методом, не формировать резервы, применять один счет вместо группы и не только.
Рассказываем, кому это доступно, а также как избежать популярных ошибок при ведении бухгалтерского учета.
Что такое упрощенный бухучет и кому он подходит
Упрощенный бухгалтерский учет освобождает компанию от некоторых бухгалтерских обязанностей на законных основаниях. Выбрать такую форму по закону могут только субъекты малого предпринимательства и некоммерческие организации, перечисленные в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Важно, что это право, а не обязанность организации. Поэтому если вы владелец малого бизнеса и не хотите никаких изменений в учете, то можно продолжить вести его обычным традиционным способом.
В пункте 5 этого же закона перечислены фирмы-исключения, которые не могут воспользоваться системой упрощенного БУ. Например, это организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, юридические фирмы, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, а также МУП и ГУП, потому что они не относятся к субъектам малого предпринимательства.
Упрощенный БУ делится на три категории:
-
Полный. Это двойная запись в соответствующих регистрах, как и при общем способе. Только здесь бизнес может не раскрывать налоговые активы, уменьшить количество счетов, не применять отдельные ПБУ, а еще исправлять ошибки прошлых периодов текущим годом.
На практике чаще всего применяется именно этот вариант.
- Сокращенный. Двойная запись + внесение всего, что влияет на доход компании, в журнал учета фактов хозяйственной жизни. Этот вариант подходит компаниям с относительно небольшим количеством однотипных операций.
- Простой. Тот же журнал, только без двойной записи. Такой вариант пригодится лишь микропредприятиям.
Какие ошибки чаще всего допускают при ведении бухгалтерского учета
Правильно вести бухгалтерский учет не так просто — многое зависит от личного уровня ответственности сотрудников, их компетентности и осведомленности об актуальных требованиях. Обычно выделяют пять главных подводных камней:
- Незнание актуальных поправок в законодательстве. Законы обновляются каждый год — нужно постоянно их мониторить, чтобы избежать штрафов.
- Неточности при оплате труда сотрудников, запоздалые начисления и так далее. Эти ошибки заинтересуют не только налоговую, но и трудовую инспекцию.
- Некомпетентность в проведении сложных операций. Неопытный бухгалтер легко может ошибиться — например, в учете лизинговых операций.
- Неправильное оформление документов или ошибки в заполнении первичной документации. Привлечь внимание налоговой могут как погрешности в расчетах, так и простые опечатки, поэтому важно проверять документы предельно тщательно.
- Частичное устранение ошибок после их обнаружения. Организация обязана исправлять все обнаруженные ошибки, независимо от степени их серьезности.
Регулярные нарушения ведут к штрафам от ФНС, блокировке счетов и потере репутации. Организации становится сложнее участвовать в тендерах, а также находить партнеров и привлекать клиентов.
Как избежать всех ошибок с помощью удобного сервиса
Как вы успели заметить, тонкостей довольно много. Поэтому небольшим компаниям бывает трудно постоянно изучать обновления в законодательстве и разбираться, как проводить сложные бухгалтерские операции. Хорошая новость в том, что этого мониторинга можно избежать.
Например, подключив СБИС-бухгалтерию от УБРиР — она исключает все ошибки, связанные с человеческим фактором. При этом подходит для бизнеса любых масштабов и форм собственности.
В зависимости от пакета услуг СБИС-бухгалтерия помогает решать несколько важных задач:
- Электронная отчетность — удобно формировать документы в ФНС, ПФ, ФСС и Росстат, электронные больничные и трудовые книжки.
- Бухгалтерия — легко вести бухгалтерский, налоговый и кадровый учет, решать любые вопросы с банком и складом, рассчитывать зарплаты и отпускные.
- Электронный документооборот — максимально просто обмениваться документами с контрагентами и согласовывать сделки.
- Зарплата и кадры — контроль за приходом и уходом сотрудников автоматизирован, удобно настраивать график, учитывая отгулы и другие нюансы.
- Поиск по компаниям и набор контрагентов — можно быстро получать выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, отслеживать индекс надежности компаний и так далее.
Переходите по ссылке, чтобы узнать больше о СБИС-бухгалтерии и подключить подходящий пакет услуг. Сервис поможет избежать ошибок в ведении бухгалтерского учета и увеличить продуктивность бизнеса.