В первую очередь при выборе исполнителей работы предприниматели ориентируются на их навыки и опыт, не углубляясь в вопрос о том, какая форма регистрации у потенциального подрядчика. В сотрудничестве с индивидуальными предпринимателями и самозанятыми есть свои особенности. Расскажем о них подробнее в статье.
Общее о сотрудничестве с самозанятыми и ИП
Если вам необходим исполнитель по разовой сделке или для выполнения проектной работы, то выбор ИП и самозанятого — это экономия времени и средств бизнеса.
Оформление договора гражданско-правового характера (ГПХ) проходит проще, чем найм сотрудника в штат. Не потребуется оформление приказов, локальных актов и отчётности. Для начала работы достаточно просто заключить договор.
Также бизнес может сэкономить на обязательных платежах. Благодаря гражданско-правовому договору (ГПД) вам не потребуется платить налоги и взносы по исполнителю. Эта обязанность лежит на нём в зависимости от системы налогообложения, которую он применяет.
Законодательно закреплено, что привлечение ИП и самозанятых разрешено только для разовых и проектных работ. Если не соблюдать это требование, то налоговая служба вас оштрафует и обяжет перечислить налоги и взносы.
Какие плюсы и минусы у сотрудничества с самозанятыми
К плюсам сотрудничества с самозанятым относятся:
- Не придётся платить налоги
У вас не будет необходимости платить налог на доходы физических лиц и взносы. Плательщик налога на профессиональный доход (НПД) перечисляет налоги в бюджет самостоятельно, а взносы платит по своему усмотрению. - Оплата перечисляется по результатам
Вам не потребуется выплачивать больничные, отпускные, пособия и премии. Необходимо будет переводить оплату только при условии выполнения работы. Если задача подразумевает несколько этапов, то лучше перечислять средства за каждый этап в отдельности. - Быстрое начало сотрудничества
Заключение договора с самозанятым происходит только по усмотрению заказчика, но лучше обратить внимание на этот нюанс. Договор обезопасит вас в случае спорных моментов. Прекратить сотрудничество тоже легко. Оно считается завершённым, как только исполнитель закончил работы.
Минусы работы с самозанятыми:
- Отсутствие возможности работать с бывшими сотрудниками
Если с момента увольнения работника прошло менее двух лет, то вы не сможете заключить с ним договор. - Существует ограничение по доходу
Если доходы по всем видам деятельности самозанятого от сотрудничества с вами превысят 2,4 млн руб., то вам придётся перечислить в бюджет НДФЛ и взносы на страхование. - Возможна переквалификация отношений
Есть риск, что налоговый орган может переквалифицировать сотрудничество с самозанятым в трудовые отношения. Если у вас ИП и самозанятый лишится статуса плательщика НПД, то вам придётся платить налог с доходов. - Запрет на сотрудничество по агентским договорам и договорам комиссии.
Какие плюсы и минусы у сотрудничества с ИП на других режимах (не НПД)
К плюсам сотрудничества с ИП относятся следующие пункты:
- Нет обязательств выплачивать налоги и взносы
Заказчик не обязан удерживать НДФЛ и перечислять страховые взносы. Вы не будете нести ответственности, если ИП нарушит требования применяемого к нему налогового режима. - Простое оформление и прекращение работы
Расторгнуть сотрудничество можно в любой момент. - Не потребуется соблюдать лимит по доходам
У вас нет необходимости отслеживать лимит по доходам ИП. Исполнитель сам несёт ответственность за соблюдение условий его налогового режима. - Не существует ограничений по виду деятельности
Индивидуального предпринимателя можно нанимать для исполнения практически любых видов работ. Важно только наличие необходимого вида деятельности в Единый Государственный Реестр Индивидуальных Предпринимателей (ЕГРИП).
У сотрудничества с ИП есть два минуса:
- Риск, что налоговая переквалифицирует отношения с ИП в трудовые.
- Если в договоре указана необходимость выплаты аванса подрядчику, то существует риск того, что он может скрыться от обязательств при первом получении денег. В таком случае вам придётся защищать права в судебном порядке.
Меры предосторожности
Договоры с ИП и самозанятыми необходимо составить так, чтобы налоговая не приняла их за трудовые. Обратите внимание, что у вас не должны быть зафиксированы регулярные выплаты. Все вознаграждения должны быть только по результату. Не должно быть графика выполнения работы и требований подчиняться внутренним правилам вашей компании. Также обязательное требование — у подрядчика должны быть клиенты помимо вас. Когда будете проводить оплату, составляйте акты выполненных работ. Подробно прописывайте, за что именно вы оплачиваете.
Выводы
Взвесьте все минусы и плюсы. Опирайтесь на свой опыт и характеристики конкретного подрядчика. Обратите внимание, что выгоднее для вашего бизнеса. Будьте осторожны и не скрывайте трудовые отношения — иначе вас оштрафуют и обяжут выплатить НДФЛ и взносы.