Казалось, все предприниматели уже давно должны ринуться вести бизнес в онлайн. Однако все не так однозначно: многие до сих пор предпочитают исключительно офлайн или стараются миксовать оба формата.
В статье расскажем о главных плюсах и минусах.
Онлайн-продажи: плюсы и минусы
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в первом полугодии 2022 года россияне потратили на онлайн-шопинг 2,3 трлн рублей, что в 1,5 раза больше, чем годом ранее. Это, конечно, поспособствовало росту онлайн-бизнесов в нашей стране.
Плюсы
Бизнес в интернете проще и дешевле масштабировать. Допустим, у вас свой магазин на одном из популярных маркетплейсов. Чтобы расшириться и увеличить спрос, можно выйти и на другие похожие площадки. При этом не придется думать про склады, так как их предоставляют, а все инструменты аналитики с красивыми графиками уже вшиты в платформу. Нужны только деньги на закупку достаточного количества товара. В классическом интернет-магазине порой достаточно поднять рекламный бюджет для контекстной рекламы.
У вас есть опция сразу вести бизнес без привязки к месту. При желании можете организовать свое дело хоть на лежаке у моря при наличии стабильного интернета. Если говорить про интернет-магазин, то тут может быть привязка к определенному поставщику, а, значит, и к месту, хотя аналогичного поставщика реально найти и в любом другом городе или даже стране.
Можно начать с минимальными вложениями и сэкономить на аренде. На первых порах вполне реально обойтись без крутого сайта и найма суперпрофессионалов. В конце концов, есть ваши руки и конструкторы на «Тильде», а также вездесущие маркетплейсы. Сам товар при договоренностях с поставщиком можно заказывать по факту оплаты покупателем. При небольших объемах первое время можно использовать в качестве склада квартиру.
Огромный рынок и функционирование 24/7. Потенциальных клиентов становится больше, география покупок сильно шире, чем в офлайне. Покупатель может хоть в три часа ночи зайти на ваш сайт или маркетплейс и оформить заказ.
Минусы
Нужны необходимые знания и ресурсы. Даже если вы закажете сайт, то все равно желательно хотя бы минимально разбираться в технических моментах, чтобы принять работу. Например, вы должны понимать, как функционирует ваш движок сайта (CMS-система).
Сложный и дорогостоящий маркетинг. Чтобы привлечь трафик, надо подготовить основательный бюджет для разработки стратегии продвижения на разных каналах. Но, опять же, если пойти относительно простым путем сразу на маркетплейсы, то этих трат поначалу можно избежать и надеяться на аудиторию площадки.
Офлайн-бизнес: плюсы и минусы
Почему многие предприниматели в России до сих пор уважают только офлайн? Помимо упомянутой выше нехватки знаний и ресурсов, банально есть товары, которые не подходят для онлайна. И к тому же у кого-то в этом элементарно больше экспертизы. Кому-то проще открыть кофейню, потому что он понимает, что это такое. Вот место с большой проходимостью, вот кофе, вот стаканчик — и все это стоит определенную сумму. Не надо ничего изучать.
Плюсы
За работой торговой точки легче наблюдать. Сюда же — контроль за сотрудниками. Заходите в любое время и смотрите, как обстоят дела.
Можно просто зайти и просто потрогать товар. Многим покупателям важно спокойно примерить вещь в комфортной примерочной и рассмотреть детали, которые, вероятно, искажены на фото. Да, есть пункты выдачи с примерочными, но о комфорте там пока рано говорить, если это не какой-нибудь ЦУМ.
Трафик больше зависит от расположения. В самом начале важно не прогадать и выбрать максимально проходимое место с учетом специфики товара или услуги. Например, в магазин одежды в ТЦ зайдет гораздо больше людей, чем в шоурум без возможности парковки и далеко от метро. У вас уже есть трафик, нужно только его раскачать стильной витриной и сервисом.
Минусы
Высокий порог входа. Примерно прикидывайте: аренда помещения, закупка товара (много единиц), наем квалифицированных сотрудников.
Торговля чаще всего только в определенные часы. В тех же онлайн-магазинах человек может импульсивно оформить заказ ночью, не дожидаясь утра.
Сложно масштабироваться. В офлайне получается сложнее и рискованнее. Условный магазин одежды не удвоит прибыль (а то и наоборот), если откроет еще одну точку. Все-таки это серьезные затраты: найти помещение для аренды, сделать ремонт, нанять персонал и так далее.
Резюмируем
Выбирая формат, отталкивайтесь не только от концепции. Анализируйте, в чем сильны вы и ваши партнеры, что делают конкуренты, какие есть возможности и нужны ли сторонние ресурсы.
И помните: в большинстве случаев бизнесу не обойтись без онлайна. Даже если продукт изначально существует офлайн. Думайте на перспективу и развивайте параллельно оба направления!
Например, для магазина зоотоваров следующий логичный этап — создание интернет-магазина. Это поможет в разы увеличить прибыль. Это работает и наоборот: запустив онлайн-магазин по системе стопроцентной предоплаты, через какое-то время можно подумать об офлайне.
Удачи!