Коды ОКВЭД. Что это такое и как выбирать?

Каждый начинающий предприниматель сталкивается с кодами ОКВЭД, когда регистрирует ИП или ООО. С их помощью государство узнает, чем именно будет заниматься ваша компания. А поскольку данные попадают в единый реестр, важно не ошибиться, чтобы информация о бизнесе была достоверной.

Но выбрать из 400 с лишним страниц текста точное соответствие своей деятельности не всегда просто, а ошибка грозит большими проблемами. Рассказываем, для чего в принципе нужен ОКВЭД и как сделать все правильно.

Что такое ОКВЭД

Аббревиатура расшифровывается как «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности». По сути, это структурированный список всех видов бизнеса в стране. Просто они представлены в формате кодов.

ОКВЭД упрощает работу налоговой: благодаря классификатору она понимает, какую ставку налогообложения устанавливать. А еще его активно использует Росстат — считает, сколько компаний работают в определенной сфере, и на основе полученной информации выпускает аналитические отчеты. Плюс именно по этим кодам юридическое лицо или ИП могут получить господдержку.

При регистрации новой организации всегда нужно перечислять в заявлении минимум два кода: основной и дополнительный. Вот только сделать это без ошибок не так просто — у ОКВЭД существуют три разных редакции.

Ориентируйтесь только на актуальную версию, иначе вам откажут в регистрации и придется повторять процедуру заново.

Как выбрать коды ОКВЭД

Сначала определите свой основной вид деятельности. Он должен приносить наибольшую прибыль по сравнению с остальными направлениями. Именно для него и предназначен основной код.

А затем, если предприятие не ограничивается одним видом деятельности, можно использовать дополнительные коды.

Чтобы найти в классификаторе нужные цифры, внимательно изучите список:

  • Откройте актуальную редакцию ОКВЭД и выберите подходящий вам раздел, обозначенный латинской буквой.
  • Затем внутри раздела отыщите подходящую группировку, далее — подгруппу, а в конце — конкретный вид деятельности. Его цифровое обозначение и станет вашим кодом.

Например, вы хотите открыть продуктовый магазин. Выбирайте раздел под буквой G — он называется «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов». Не пугайтесь последней части формулировки — далее нужно выбрать группировку 47, которая исключает работу с автотранспортом и предполагает лишь розничную торговлю.

Теперь остаются сами коды. Основной может быть 47.11 — «Пищевые продукты и табачные изделия». А в качестве дополнительных — уточнения вида товаров. Например, если планируете продавать фрукты и овощи, то указывайте 47.21, если напитки — 47.25. Хотите торговать через интернет? Добавьте 47.91.2.

Изменить коды или удалить ненужные можно в любой момент — нужно лишь подать заявление в ФНС.

На что влияет выбор кодов

Как мы уже сказали, ОКВЭД влияет на ставку налогообложения. Однако это далеко не все его функции — есть еще как минимум три важных нюанса.

Тариф страховых взносов. Работодатель обязан уплачивать взносы на страхование сотрудников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом именно код ОКВЭД влияет на размер ставки: она варьируется от 0,2 до 8,5%.

Чем больше риска для здоровья работника несет конкретная деятельность, тем выше тариф. Например, розничная торговля находится в самой безопасной группе, а вот добыча угля и руды — в наиболее опасной

Важно, чтобы коды ОКВЭД отражали реальную деятельность предприятия. Если налоговая найдет несоответствие, то организации установят самый высокий страховой тариф из возможных Налоговый режим. После регистрации бизнеса вы можете захотеть перейти на специальный налоговый режим: упрощенную систему (УСН), патентную (ПСН) или единый сельхозналог (ЕСХН). В такой ситуации нужно убедиться, что выбранные коды совместимы с ними.

Дело в том, что у льготных режимов ограниченный список видов деятельности. Например, они предназначены только для индивидуальных предпринимателей, но не для юридических лиц. Дополнительные документы. Некоторые виды деятельности подразумевают наличие разных справок. Например, для социальной работы с несовершеннолетними может потребоваться справка об отсутствии судимости. Ее нужно приложить к заявлению о регистрации.

То же самое с бизнесом, для которого необходима лицензия: без нее ваша деятельность будет считаться правонарушением. Например, это касается сферы образовательных услуг, производства и хранения алкоголя, а также осуществления банковских операций. Полный список можно посмотреть по ссылке.

Что будет, если работать не по кодам ОКВЭД

Допустим, компания стала вести бизнес не по тем направлениям, которые были указаны при регистрации бизнеса. По закону предприниматель не несет за это четко прописанной ответственности. Тем не менее ему грозят большие проблемы с налоговой службой, клиентами и банком.

  • Можно получить штраф по статье 14.25 КоАП от 5000 до 10 000 рублей. Он предусмотрен за то, что компания не уведомила государство о смене вида деятельности. Причем налоговая может наказать за каждый дополнительный вид работы, который вы не внесли в список.
  • Если у компании льготный налоговый режим, ФНС может начислить НДФЛ по ставке 13% с дохода от операций. Считается, что гражданин получил доход вне предпринимательской деятельности, раз нет соответствующих кодов ОКВЭД.
  • Банк может заблокировать расчетный счет. Работа компании или предпринимателя вызовет у финансовой организации сомнения из-за того, что нет актуальной информации о ее виде деятельности.
  • Компания потеряет доверие контрагентов. Потенциальный партнер может решить проверить сведения о вашем предприятии в открытых источниках. Когда по документам выходит, что у организации много непрофильных видов деятельности, это вызывает серьезные опасения.

Бонус: как облегчить себе регистрацию ИП или ООО

Выбор необходимых кодов ОКВЭД — это лишь один из множества этапов при регистрации бизнеса. У любого предпринимателя еще миллион задач в начале пути, поэтому такую рутину можно просто доверить специалистам.

Например, у банка УБРиР есть сервис для регистрации ИП и ООО, который поможет на каждом шаге:

  • Документы для ФНС подготовят за вас. Нужно только внести данные в поля формы, следуя указаниям, а потом проверить заполненные бланки — все ли верно.
  • Все справки будут поданы онлайн. Не нужно ехать в налоговую — достаточно подтвердить личность в ближайшем отделении банка.
  • Платить ничего не придется. Сервис бесплатный, а госпошлины за онлайн-регистрацию нет. Понадобится только электронная цифровая подпись (ЭЦП), но и ее вам помогут сделать без дополнительных трат.
  • При необходимости можно будет внести изменения. Причем тоже без посещения налоговой — нужно только заполнить данные, которые хотите поменять. Например, фамилию, адрес прописки или коды ОКВЭД.

Если хотите зарегистрировать ИП или ООО быстро, без ошибок и нервов, воспользуйтесь сервисом банка УБРиР. Переходите по ссылке и начинайте регистрацию — дальше вам помогут специалисты.

Офисы
и банкоматы
Связаться
с банком
Меню Чат Интернет-
банк

Ваш город Екатеринбург?
От выбранного города зависят предложения банка.